Авианосец «Ляонин» вблизи Гонконга, 2017 г. Фото Wikimedia Commons
Китай собирается построить крупный и мощный авианосный флот, способный защищать морские границы страны и проецировать силу в отдаленных регионах. Предполагается, что оптимальный облик и желаемые возможности таких сил будут получены в тридцатых годах. Пока же китайским специалистам предстоит разрабатывать и строить корабли и палубные самолеты, обустраивать военно-морские базы и заниматься иными вопросами.
Готовые корабли
В сентябре 2012 г. в состав ВМС НОАК вошел первый китайский авианосец «Ляонин». Этот корабль изначально строился в СССР как авианесущий крейсер пр. 1143.6. В дальнейшем строительство было остановлено, а через несколько лет корабль попал в Китай. В 2005—2011 гг. китайские судостроители переделали авианосец по своему проекту «Тип 001», и в таком виде его довели до принятия в боевой состав.
На основе пр. «001» и накопленного опыта был разработан новый проект «Тип 002». Строительство головного корабля этого типа стартовало осенью 2013 г. Позже он получил имя «Шаньдун». Весной 2018 г. авианосец вышел на ходовые испытания, а в декабре 2019-го был принят в состав ВМС.
«Ляонин» в одном из последних походов, апрель 2021 г. Фото Минобороны Японии
Авианосцы «Ляонин» и «Шаньдун» представляют собой корабли длиной более 300 м с полным водоизмещением менее 70 тыс.т с котлотурбинной энергоустановкой. Полетная палуба оснащена носовым трамплином и аэрофинишером. Известно, что при создании пр. «002» трамплин претерпел изменения. Его переработали для соответствия характеристикам китайских истребителей.
Корабли способны нести порядка 26 истребителей J-15, а также вертолеты разного назначения нескольких моделей. В отличие от исходного советского проекта, китайские «Тип 001» и «Тип 002» предусматривают установку только оборонительного вооружения – зенитных автоматов и ракетных комплексов ближнего действия.
Во время учений и походов китайские авианосцы действуют в составе корабельных групп. Обычно в состав такой АУГ входит один эсминец «Тип 055», пара эсминцев «Тип 052D», не менее одного фрегата «054A», а также различные суда обеспечения. Участвуют ли в ударных группах подлодки – неизвестно.
Корабль «Шаньдун» в порту, июнь 2019 г. Фото Wikimedia Commons
Состояние надводных сил в теории позволяет ВМС НОАК сформировать несколько АУГ требуемого состава. Так, в строю имеется 32 фрегата «Тип 054A» и 18 эсминцев «Тип 052D». Этого с запасом хватит для сопровождения и защиты любого реалистичного количества авианосцев, а также для решения других задач при сохранении крупного резерва. В случае с эсминцами «Тип 055» ситуация выглядит иначе. Из 16 запланированных кораблей пока в строй вошли только 3, что может накладывать некоторые ограничения в планировании.
Корабельное будущее
Ранее официально сообщалось, что Китай будет продолжать строительство авианосцев по проектам собственной разработки. В разных публикациях и заявлениях упоминалась необходимость 5-6 кораблей. Любопытно, что ВМС НОАК пока не планирует серийный подход: до определенного времени по каждому проекту будут строить только один корабль.
В начале десятых годов в разных источниках, включая официальные, неоднократно упоминались планы по строительству третьего авианосца. Также демонстрировались модели, показывавшие возможный облик такого корабля. Реальное строительство началось в 2015 или 2016 г. и осуществляется заводом Jiangnan Shipyard в Шанхае. Корабль относится к новому проекту, известному как «Тип 003». Его имя неизвестно и, вероятно, еще не выбрано.
Тренировочные полеты палубных истребителей J-15, 2020 г. Фото Минобороны КНР
Недавно были опубликованы новые спутниковые снимки завода, где строится авианосец. Уже сформированы основные обводы и установлена надстройка, но корабль все еще остается на стапеле. Общее состояние корпуса позволяет предполагать, что уже в этом году его спустят на воду и переведут к достроечной стенке. С учетом последующих работ, корабль войдет в боевой состав не ранее 2022-23 гг.
По разным оценкам, авианосец пр. «003» немного длиннее и шире предшественников, но водоизмещение может выйти на уровень 80-90 тыс.т. Предполагается, что корабль получит неядерную интегрированную энергоустановку. На фото видно, что полетная палуба выполнена гладкой. Ранее неоднократно упоминалось, что корабль получит электромагнитные катапульты. Авиационная группа будет включать не менее 40-45 самолетов J-15. В будущем возможно использование новых истребителей, таких как FC-31.
По зарубежным данным, Китай уже занимается новым проектом авианосца «Тип 004». Китайская сторона не подтверждает проведение подобных работ, и в связи с этим возможный облик будущего корабля формируется только разнообразными оценками. Соответствуют ли они реальным взглядам на перспективный корабль – неизвестно.
Расположение основных баз ВМС НОАК. Графика Globalsecurity.org
Согласно распространенным версиям, «Тип 004» будет крупнее и тяжелее предшественников. Его длина может достичь 330-350 м, а водоизмещение выйдет на уровень 90-110 тыс.т. Рост размеров будет компенсирован за счет ядерной энергоустановки, первой в китайском авианосном флоте.
Предполагается, что корабль сможет нести не менее 70-80 самолетов, вертолетов и БПЛА. Учитывая ожидаемые сроки его появления, можно ожидать использование перспективных образцов авиационной техники. Также следует ждать наличие комплексов ПВО. Самые смелые версии предлагают применение лазерных комплексов обороны.
«Тип 004» должен превосходить предшественников по всем параметрам. Кроме того, такой корабль по своим возможностям сравняется с ведущими зарубежными образцами. Вполне возможно, что пр. «004» впервые в китайской практике станет серийным. При помощи 3-4 таких кораблей можно будет довести авианосный флот до желаемой численности и требуемых качественных показателей.
Желаемый состав «Нити жемчуга». Графика Factmil.com
Вопросы базирования
В распоряжении ВМС НОАК имеется порядка 15 крупных военно-морских баз, распределенных по всему побережью страны. При этом далеко не все такие объекты на данный момент способны принимать авианосцы и обеспечивать их службу. Порты с соответствующими возможностями уже используются для обеспечения деятельности двух авианосцев и корабельных групп. Существующие китайские авианосцы неоднократно замечали на крупных военно-морских базах, хотя их порты приписки до сих пор не раскрыты.
В последние годы Китай ведет активную внешнюю политику, которая, среди прочего, предусматривает размещение военных объектов за рубежом. В контексте развития ВМС реализуется концепция «Нить жемчуга». Она предусматривает создание «линии» из нескольких военно-морских баз и пунктов обеспечения вдоль побережья Тихого и Индийского океанов.
Для боевых кораблей ВМС НОАК уже доступно более десятка портов в нескольких странах региона. В основном они используются для снабжения кораблей в походах и решения других вспомогательных задач. Одновременно с этим на спорных Парасельских островах и на островах Спратли строятся полноценные военно-морские базы с развитыми береговыми группировками. Также продолжается строительство базы в Джибути – первого полноценного объекта такого рода на территории иностранного государства.
Заморские базы и пункты могут принимать корабли разных классов, вплоть до крупных эсминцев и крейсеров. В будущем флоту предстоит обеспечить возможность приема авианосцев, отличающихся еще большими размерами и осадкой. При благоприятном развитии событий и при наличии необходимых возможностей, Китай планирует построить до 8-10 полноценных баз, как в рамках формируемой «нити», так и в более удаленных регионах.
Большие планы
В следующие 15-20 лет военно-морские силы Китая планируют сформировать до 5-6 авианосных ударных групп и построить до десятка удаленных баз. Все это самым серьезным образом повлияет на состояние китайского флота и сделает его полноценной силой, способной действовать едва ли не во всех районах Мирового океана. Кроме того, ВМС НОАК станут равным соперником для ВМС США.
Однако все эти события ожидаются только в отдаленном будущем. А в ближней и средней перспективе флоту и судостроению предстоит долго и плодотворно работать. Необходимо продолжать процесс развития авианосцев и палубной авиации, готовить личный состав и параллельно готовить инфраструктуру. Сможет ли Китай выполнить все поставленные задачи – большой вопрос. Однако в недавнем прошлом он неоднократно показывал и доказывал свою способность ставить смелые цели и достигать их.
Источник: topwar.ru