От независимости до Крыма
Присоединение Крыма к России стало колоссальным ударом для украинских ВМС, и без того испытывающих трудности с финансированием и боеспособностью, начиная с момента независимости страны. После крымских событий страна лишилась 75 % личного состава флота и 70 % кораблей, а также ключевой инфраструктуры.
У ВМС Украины остался флагман – «Гетман Сагайдачный», который ввели в эксплуатацию в 1993 году. Этот «фрегат» заложили в 1990-м в качестве сторожевого корабля проекта 11351 «Нерей». Очевидно, можно говорить об его ограниченной боеспособности. В мае 2020-го он провел стрельбы в Черном море из артиллерийских установок АК-100, АК-630, применив также комплекс радиоэлектронного подавления ПК-16, однако, все понимают, что корабль устарел как морально, так и физически.
Фото: Минобороны Украины
Одни из немногих новых кораблей, которые получили ВМС – речные артиллерийские катера «Гюрза-М». Сейчас в составе флота семь таких единиц: БК-02 «Аккерман», БК-01 «Бердянск», БК-03 «Вышгород», БК-04 «Кременчуг», БК-05 «Лубны», БК-06 «Никополь» и БК-07 «Костополь». Их боеспособность вызывает вопросы.
Еще в 2019-м заместитель начальника штаба военно-морских сил Украины по евроинтеграции капитан первого ранга Андрей Рыженко заявил, что
«катер «Гюрза-М» не может выполнять задачи в Черном море при волнении три балла и более и имеет весьма ограниченные огневые возможности».
В последнем случае имелось в виду то, что планировавшийся к установке ракетный комплекс так и не был установлен.
Старые планы
То, что Украина не получит флот, сравнимый с военно-морскими силами ведущих стран черноморского региона, было понятно давно. С другой стороны, протяженность морских границ (да и сам факт того, что Украина – самое большое европейское государство) вынуждает ее двигаться в этом направлении.
Главным и, по сути, единственным ее амбициозным военно-морским проектом был и остается «Владимир Великий» – корабль проекта 58250, который разработали специалисты «Исследовательско-проектного центра кораблестроения» (КП «ИПЦК») в Николаеве.
Работы по проектированию начали в 2005-м, а заложили корабль 17 мая 2011-го. Сейчас уже мало кто помнит, но изначально страна хотела получить четыре таких корвета. В настоящий момент эти планы звучат почти фантастично, однако, если вдуматься, это и есть тот самый необходимый минимум, который бы позволил говорить об украинском флоте, как о чем-то реально боеспособном и отвечающем современным вызовам.
Пересказывать всю историю «Владимира Великого» смысла нет: она долгая и весьма характерная для независимой Украины. Отметим лишь, что изготавливал корабль «Черноморский судостроительный завод».
В июле 2021 хозяйственный суд Николаевской области утвердил отчет про окончательную ликвидацию ПАО «Черноморский судостроительный завод», признанное банкротом. Была завершена вся хозяйственная и предпринимательская деятельность ЧСЗ, а также все технологические циклы деятельности предприятия. У завода не осталось никакого имущества: его инвентаризировали и распродали. Полученные от реализации средства была направлены на погашение долгов.
Новая жизнь
Можно было бы подумать, что на этом история «Владимира Великого» и всего проекта 58250 завершилась. Однако, видимо, в преддверии 30-летия независимости (Украина отмечает День Независимости 24 августа) понадобились новые «успехи».
12 августа в украинском Минобороны заявили, что корабль могут достроить.
Уже на другом неназванном предприятии. Комплектующие данного корабля с целью их сохранения и дальнейшей достройки будут туда перемещены.
Сейчас совместно с Генеральным штабом Вооруженных Сил Украины прорабатывается вопрос достройки корабля уже по классу «фрегат». В таком формате в будущем «Владимир Великий» сможет заменить в боевом составе Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины «Гетмана Сагайдачного»,
– заявил министр обороны Украины Андрей Таран.
Процент готовности корабля составляет всего лишь 17 %. Изготовлены блоки 1–7 основного корпуса корабля и блок 8 надстройки корабля, закуплена часть оборудования отечественного и иностранного производства. На данный момент на корабль уже потратили более 71 млн долларов (при прошлом курсе – 1 доллар за 8 гривен). Согласно оценкам, достройка обойдется еще в миллиард.
Таран также отметил, что возможности достройки корабля «Владимир Великий» тесно связаны с программой «АДА» и сотрудничеством с турецкой стороной.
Международное сотрудничество
Уместно напомнить, что Ada – тип корветов, разработанный в первую очередь для турецких ВМС.
Турецкий флот уже ввел в эксплуатацию четыре таких корабля, а в прошлом году Украина и Турция заключили контракт на постройку новых корветов, но их число и сроки выполнения контакта доподлинно не известны. Сообщалось, что строительство частично будут вести на украинском предприятии «Океан».
Летом было обнародовано, что первый корпус корабля для Украины заложили в Турции. Позже сообщалось, что первый корвет Ada поступит в ВСУ не раньше 2025–2030 года.
Эта программа выглядит вполне целесообразной: как, впрочем, и сотрудничество Украины и Турции в оборонной сфере.
А вот достройка «Владимира Великого» кажется спекуляцией чистой воды.
«Достройка корвета «Владимир Великий» в данный момент нецелесообразна, – приводит украинское издание «Думская» слова своего источника в Военно-морских силах Украины. – Мы не сможем выделить для его достройки денежные средства. Сейчас мы должны платить Турции за постройку четверки корветов типа ADA, на очереди британские тральщики и американские патрульные катера, на это нужны огромные деньги, которых нет».
Единственная причина, по которой про корвет (фрегат?) еще вспоминают, лежит не столько в военной, сколько в политической плоскости, о чем мы уже говорили выше.
Инцидент с этим кораблем очень похож на недавнюю (нужно сказать, не менее показательную для Украины) историю с танком «Оплот».
Напомним, после длительного перерыва харьковский завод имени Малышева всё же произвел один танк БМ «Оплот», который должен принять участие в военном параде ко Дню Независимости. При этом, что показательно, машин такого типа до сих пор нет на вооружении украинской армии, хотя ранее полсотни танков поставили в Таиланд.
Возвратимся к кораблям.
Нужно полагать, что конец проекта 58250 не станет концом украинских ВМС. Они будут существовать как минимум до тех пор, пока Запад будет поставлять Украине уже не нужные ему корабли и суда. Это, как показывает практика, может продолжаться долго.
Источник: topwar.ru