Клинт Иствуд в роли Гарри Каллахана (кадр из фильма «Грязный Гарри 4. Внезапный удар»)
В руке киногероя специально изготовленный для съёмок фильма Auto Mag с 8,5-дюймовым стволом под холостой патрон– Я знаю, о чём ты сейчас думаешь. Выстрелил он шесть раз или только пять? Честно говоря, в этой суматохе я и сам сбился со счёта. Но начнём с того, что это «Магнум» 44-го калибра, самый убойный револьвер на свете, и он может подчистую снести тебе башку...
(«Грязный Гарри», 1971 г.)
– О, Матерь Божья! Где ты это взял?
– Да так, баловался немножко. Надо к нему привыкнуть...
...Магнум автоматик 44-го калибра. В нём используются трёхсотки.
(«Грязный Гарри 4. Внезапный удар», 1983 г.)
Пистолет для Гарри Каллахана
С 1955 года звание самого мощного образца ручного огнестрельного оружия заслуженно нёс шестизарядный револьвер М29 калибра .44 Magnum производства фирмы Smith & Wesson. Последний, благодаря непревзойдённой на то времени мощности и внушительному виду, также стал популярен в массовой культуре. В частности, 29-й дебютировал в культовом боевике 1971 года – знаменитом «Грязном Гарри» с Клинтом Иствудом, что заметно способствовало увеличению армии поклонников Магнума 44. Фильм, определивший облик жанра на десятилетие вперёд и породивший четыре сиквела, стал своего рода гимном оружию правосудия калибра .44 Magnum.
Два фаворита Грязного Гарри – Auto Mag и S&W M29 (фото www.coltforum.com)
Долгое время считалось, что автоматические пистолеты не способны в принципе «держать» крупные калибры, подобные «магнумам» – это была исключительная прерогатива больших револьверов.
Опровергнуть это заблуждение смогли энтузиасты-оружейники Гарри Сэнфорд (Harry Sanford) и Макс Гера (Max Gera), создав сверхмощный пистолет АМР (Auto Mag Pistol), ставший реальным конкурентом охотничьим револьверам калибра .44 Magnum. Их совместные исследования и разработки длились около двух лет. И к концу 1969 года конструкция пистолета приобрела законченное решение. Можно было приступать к его производству.
Фото первого прототипа Auto Mag в рекламном буклете
Устройство оружия во многом было необычным, что обусловлено применением очень мощного патрона, ранее не использовавшегося в автоматических пистолетах. Надёжное запирание канала ствола при выстреле обеспечивал поворотный затвор (схема Бенета и Мерсье) с шестью радиальными боевыми выступами, которые при накате входили в зацепление с упорами внутри цилиндрической ствольной коробки с ввинченным в неё спереди стволом.
Как внешне, так и конструктивно затвор схож с затвором винтовок семейства M16/AR15. Поворот затвора происходил посредством взаимодействия фигурного паза с поперечным штифтом, как в винтовке AR-15. Разница только в том, что здесь фигурный паз выполнен в самом затворе, а штифт установлен в кольце рамки пистолета. У винтовки AR-15 фигурный паз выполнен в затворной раме, а поперечный штифт фиксируется в самом затворе. Типичным, как для американского оружия, было и использование подпружиненного эжектора, расположенного на зеркале затвора. Аналогичное устройство эжектора и у затвора AR-15.
Вращающийся затвор: Auto Mag (слева) и AR15 (справа). Найдите отличия. Фотоколлаж автора
Боевые упоры ствольной коробки. Фото автора
Серьёзной проблемой при проработке конструкции пистолета стал вопрос синхронизации движения затвора в ствольной коробке. При запирании канала ствола необходимо было обеспечить старт вращения затвора точно в тот момент, когда его боевые выступы зайдут за упоры в ствольной коробке. Поэтому в хвостовике была смонтирована небольшая спиральная пружина для принудительного вращения затвора. Что позволило решить проблему синхронизации.
Надо сказать, что сам Макс Гера не был доволен таким решением и считал его временным. Но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное.
С этой пружиной Auto Mag выпускался все 11 лет с 1971 по 1982 год. Более того, вновь возрождённый к жизни в январе 2018 года обновлённый Auto Mag модель D (Classic и Founders Edition) имел аналогичное устройство синхронизации затворной группы всё с той же «временной» спиральной пружиной.
Проблема с запиранием ствола была решена. Но за это приходилось расплачиваться приложением значительных усилий при отводе затвора назад вручную. Пружина хорошо работала на запирание ствола, но отпиранию его отнюдь не способствовала.
Затвор Auto Mag, вид сзади. Видна та самая «временная» пружина для принудительного вращения затвора. Фото автора
Автоматика пистолета действовала по схеме отдачи ствола с коротким ходом, в отличие от системы отвода газов, как у появившихся гораздо позже одноклассников Wildey и Desert Eagle.
Под действием импульса отдачи ствол со ствольной коробкой и сцепленным с ней затвором смещались назад на 10 мм. Затем ствол останавливался, а затвор продолжал движение, одновременно поворачиваясь вокруг своей продольной оси. Ввиду особенности конструкции затвора масса его была недостаточной, чтобы при откате после выстрела преодолеть усилие двух возвратных пружин и полностью выполнить цикл перезарядки пистолета. Поэтому Auto Mag был оснащён рычажным ускорителем отката затвора, смонтированным слева внизу ствольной коробки. Он передавал затвору дополнительный импульс отката от ствола со ствольной коробкой.
Затвор Auto Mag – сквозной фигурный паз лишил затвор основной массы. Фото автора
Ускоритель отката затвора. Фото автора
Аналогичное решение с ускорителем отката было ранее применено в финском Lahty L-35. Фото автора
Две возвратных пружины располагались в цилиндрических приливах в верхней части рамки пистолета параллельно продольной оси ствола (как в немецком Walther Р.38 и его модификациях Р1, Р4, Р5). Обе пружины связаны стержнями-тягами с хвостовиком, который служит для отвода затвора назад вручную.
Две возвратных пружины в цилиндрических приливах в верхней части рамки Auto Mag. Фото автора
Две возвратных пружины в рамке пистолета Walther P38. Фото автора
Для удобства захвата пальцами по бокам хвостовика выполнены глубокие рифления.
Захваты хвостовика затвора с рифлением. Фото автора
Своеобразно была устроена затворная задержка.
Оставить затвор открытым можно было двумя способами – вручную и автоматически по израсходовании патронов при стрельбе.
В первом случае – при ручном отведении затвора назад и вынутом магазине следовало пальцем нажать вверх на рычажок над левой накладкой рукоятки.
Во втором случае – после отстрела последнего патрона подаватель магазина своим пальцем давит вверх на рычаг затворной задержки. В результате затвор останавливается в открытом положении.
Снять затвор со стопора и закрыть его тоже можно двумя способами. Сначала надо либо вынуть пустой магазин (по окончании стрельбы), либо вставить снаряжённый патронами (для продолжения стрельбы). Затем надо слегка оттянуть затвор назад и отпустить, как, например, у Browning 1910 или Walther PP/PPK.
Затвор удерживается затворной задержкой в заднем положении. Предохранитель своим кулачком касается выступа рычага затворной задержки (на фото ММГ затвора). Фото автора
Либо просто нажать на рычаг предохранителя вниз. В первом случае – затворная задержка опускается вниз под действием пружины. Во втором – предохранитель своим кулачком давит вниз на выступ рычага затворной задержки.
Попытка закрыть затвор традиционным для большинства современных пистолетов способом, надавив вниз на рычажок затворной задержки над левой накладкой рукоятки, будет безуспешной. Слишком малы размеры рычажка, чтобы стрелок мог нажатием одного пальца руки преодолеть усилия двух возвратных пружин.
Пистолет поставлен на предохранитель (флажок повёрнут вверх). Фото автора
Сам флажковый предохранитель размещен на левой стороне рамки, как у Colt М1911. Пистолет можно поставить на предохранитель и со взведенным курком. Для этого надо вручную дожать курок вниз и повернуть флажок предохранителя вверх. Курок блокируется. При этом зуб рычага предохранителя на правой стороне рамки пистолета входит в углубление в хвостовике и стопорит затвор.
Надо отметить, что на первых прототипах предохранитель имел иное устройство и не стопорил затвор, потому как рычаг предохранителя на правой стороне рамки отсутствовал.
Зуб рычага предохранителя на правой стороне рамки. Фото автора
Ударно-спусковой механизм курковый, одинарного действия. Вариант УСМ двойного действия при проработке конструкции пистолета не рассматривался, учитывая длину используемого патрона. Рукоятка получилась такой ширины, что при стрельбе самовзводом стрелок средней комплекции с трудом смог бы дотянуться указательным пальцем до спускового крючка. По этой же причине был сразу исключён вариант магазина с двухрядным расположением патронов. Магазин коробчатый, однорядный, ёмкостью 7 патронов, размещался в рукоятке пистолета.
Магазин Auto Mag. Фото автора
Ход спускового крючка регулируется с помощью двух винтов – с фронтальной стороны спускового крючка и сверху на рамке. Кнопка фиксатора магазина расположена традиционно по-американски – на рукоятке слева перед спусковой скобой.
Регулировочный винт на спусковом крючке Auto Mag. Фото автора
Прицельные приспособления состояли из неподвижной мушки и регулируемого прицела. Два микрометрических винта обеспечивали ввод боковых поправок и регулировку прицела по высоте.
Регулируемый прицел Миллета на ствольной коробке Auto Mag. Фото автора
Конструкция пистолета позволяла достаточно просто произвести замену ствола. Для этого надо было отвести затвор назад и поставить его на затворную задержку. Затем повернуть флажок над спусковой скобой вперёд вниз (в этом начальный этап разборки очень напоминает порядок разборки пистолетов Р08 и Р38). Ствол со ствольной коробкой единым блоком легко снимались с рамки движением вперёд. Взамен можно было установить ствол иной длины или калибра (общие длина и диаметр гильзы у патронов .357АМР и .44АМР были одинаковы).
Неполная разборка Auto Mag Walther и P.38. Сходство очевидно. Фото автора
Внешний вид Auto Mag и его эргономика были очень схожи с пистолетом High Standard. Угол наклона рукоятки точно соответствовал наклону рукоятки Colt M1911 – по словам Макса Геры, на этом настоял Гарри Сэнфорд.
Оружие было весьма сложным, как конструктивно, так и технологически, что требовало повышенного внимания и мастерства на всех этапах производственного процесса. Широко применялась механическая обработка и нержавеющая сталь. Сама рамка изготавливалась точным литьем под давлением, а ее поверхности подвергались механической обработке минимально, что для того времени было почти революционным решением. Серийный номер пистолета наносился только на рамке на торце рукоятки снизу, как на испанском Star B.
Рамка Auto Mag – видна линия разъёма литьевой формы. Фото автора
Вес пистолета достигал без малого 1,62 кг (57 унций). При 6,5-дюймовом стволе (165,1 мм) длина пистолета от дульного среза до шпоры курка составляла 11,5 дюймов (292,1 мм).
В целом пистолет, образно говоря, был на волосок короче и примерно на две унции тяжелее, чем его прямой конкурент – шестизарядный револьвер S&W Model 29 калибра.44 Magnum со стволом 6,5-дюймов. Но новичок имел лучшую управляемость, большую линию прицеливания, имел боезапас на два патрона больше (7+1), более быструю перезарядку и более мягкую отдачу. Джефф Купер, известный в оружейном мире эксперт, смог испытать первые прототипы AutoMag из первых рук и заявил, что пистолет вполне контролируем при стрельбе.
В мартовском номере журнала Guns & Ammo за 1970 год в статье, посвящённой пистолету Auto Mag, приводилась сравнительная таблица технических характеристик револьвера Smith & Wesson М29 и его новоявленного конкурента-прототипа. Так сказать, данные из первоисточника:
Конструкция Auto Mag не была разработана с нуля. В ней были использованы идеи, ранее воплощённые в целом ряде известных систем оружия. И в первую очередь прослеживается влияние этих образцов (о чём, не скрывая, говорили и сами разработчики):
1. Lahty L35 (ускоритель).
2. AR15 (вращающийся затвор).
3. Colt M1911A1 (наклон рукоятки).
4. Hi Standard Model H-D Military (общий дизайн).
5. Walther P38 (порядок разборки-сборки, две возвратных пружины).
6. Colt Python .357 Magnum (вентилируемая планка ствола).
Источники вдохновения Auto Mag: AR15, Colt Python, Walther P38, M1911A1, Lahty L35. Фото автора
По большому счёту, Auto Mag конструктивно представлял собой компиляцию узлов, деталей и решений, применённых ранее в вышеуказанных образцах. Что нисколько не умаляет заслуги создателей пистолета.
В истории оружия подобные случаи не редкость. Тот же CZ-75 братья Коуцки создали тоже не с нуля. И новых идей при его создании они, в общем-то, не использовали. Но конструкция 75-го, вобрав в себя часть от бельгийского Browning FN-HP, а часть от швейцарского SIG-210, оказалась настолько удачной, что послужила образцом для подражания многим производителям современных пистолетов.
Устройство Auto Mag в итоге получилось настолько индивидуальным и не похожим на компоновку какого-либо пистолета в мире, что поставило его особняком в общем «табеле о рангах» короткоствольного автоматического оружия. Его лаконичный, хорошо узнаваемый и, я бы сказал, изящный дизайн, позволяет, на мой взгляд, поставить его в один ряд с такой легендой, как Р.08 Parabellum.
Образно говоря, это люгер калибра .44 Магнум. Он также легко узнаваем, как и его германский визави начала прошлого века. Его конструкцию, как и конструкцию 08-го, более не повторил ни один пистолет в мире. «Ноль восьмой» подарил миру патрон 9×19 Люгер, ставший стандартом для огнестрельного оружия, Auto Mag – нержавеющую сталь в качестве оружейной.
Продолжение следует...
Источник: topwar.ru