Пятница 03.04.2020
История Отечества |
Тема Основание Луганска
Классная работа Основание Луганска 2.Задание в классе. На материале учителя написать кратко конспект об истории Луганска. Основание Луганска. Основан он на месте слияния одноименной реки Лугань и Ольховая. В 1775 году, по предложению Карла Гаскойна, на месте поселения Каменный Брод заложено предприятие Луганский чугунолитейный завод. Вообще, позже здесь было построено еще много известных заводов – так город получил репутацию крупного индустриального центра. В строительстве участвовали приглашенные англичане, также привлекали военнослужащих и ссыльных Российской империи. Жители города, с изначально разношерстным национальным составом отличались этнической и религиозной толерантностью. На ряду с местным населением, которое исповедовало православное христианство, в городе были представители других конфессий: от католиков до евреев. В городе были православные церкви, синагоги, римско-католический костёл и лютеранская кирха. Самая первая церковь, построена в Каменном Броде в конце восемнадцатого века, единственная сохранилась до наших дней. 19 век В начале XIX века началась застройка города. Первая улица – Английская, где родился и жил писатель, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка», теперь носит его имя. Писал он под псевдонимом казак Луганский. На улице сохранился его дом, в котором сейчас обустроен музей. В городе помнят своего известного соотечественника – ему установлено два памятника, а также, именем Даля назван один из самых больших вузов Украины. На улице также сохранилось здание в стиле ампир, украшенное четырехколонным портиком. После открытие минерального источника там работает водолечебница. Напротив – бывшее здание казначейства. В середине XIX века заложены улицы Петербургская, Казанская и Соборная площадь, которые и сформировали исторический центр города. Сейчас торговый и деловой центр Луганска переместился, улицы получили новое название, но все же сохранились до наших дней. Архитектура города Архитектурный ансамбль в стиле модерн можно увидеть на улицах Ленина, Карла Маркса, Пушкина, Шевченко, Почтовая. Застройка преимущественно двухэтажная. На последней, расположен главпочтамт, старейшая общеобразовательная и художественная школа, и действующих художественный музей. На улице Шевченко — дом Васньова, который не так давно горел. Напротив, была Соборная площадь с Успенским храмом XIX века. В советское время он был разрушен коммунистами. Точнее, они его реконструировали в Дом Техники, для пропаганды советских достижений. Вокруг заложен каскадный парк с мраморными фонтанами, а площадь, естественно, называется Красной. Оригинальный архитектурный ансамбль представлен на улице Пушкина. В послевоенное время, над застройкой этой улицы работали немецкие, которые внесли свою лепту в стиль зданий. Теперь тут находится одно из самых красивых зданий города – гостиница Украина. Фасад с мозаикой в стиле украинского барокко мозаикой, над которым работал известный архитектор Каракис. Уникальный футуристичный дизайн имеет железнодорожный вокзал Луганска. А в остальном, в городе много построек в стиле советского монументального искусства и безвкусия. Домашняя работа. Задание №1. Внимательно прочитать ведь дополнительный материал в Приложении №1. Задание № 2 Устно ответить на вопросы: 1.Где появился первый поселок металлургов? 2.Благодаря кому возникло литейное производство? 3.Назовите выдающихся людей прошлого – луганчан. |
Алгебра |
Повторить п.33-35; решить №884(а);
№885(в,г) |
Английский язык |
Чит,пер упр. 2 стр. 119, сост. правила работы с компьтером устно упр. 6 стр. 119
ДЗ отметить правильность предложений упр. 4 стр 119 пис. ,упр 5 стр 119 устно |
Биология | Прослушать видео урок на сайте РЭШ , биология, раздел14, урок 11,12. Учебник § 47 –учить, в тетради ответить на вопросы 1,2,3 на стр 201. |
Технология (Мальчики) | Составить проект изделия домашнего обихода |
Технология (Девочки) | Поиск проблемы. Определение цели проекта, задач. Список тем проекта, для практического выполнения: · Вышивка; · Открытка к Пасхе — https://karapysik.ru/kardmejking-izgotovlenie-otkrytok-svoimi-rukami/; · Плетение бисером – пасхальное яйцо, подснежник, ландыш, тюльпан; · Вязание крючком – салфетка; · Брошь |
Музыка |
Тема: Может ли современная музыка считаться классической?
Задание: Сочинение-рассуждение в тетради на тему: Может ли современная музыка считаться классической? (на 1 страницу), сфотографировать. присылать на почту учителю: lenochka.litvinova.78@mail.ru |
География |
Задание 1. Ответить на вопросы (устно).
Географическая разминка
Задание 2. Изучить теоретический материал на стр. 70 – 74 https://rcro.su/geografiya-luganshhiny/ Задание 3. Составить план теоретического материала и опорный конспект. Задание 4. Ответьте на вопрос «В чем проявляется уникальность растительного мира Луганщины?» (устно). Домашнее задание
|
Четверг 02.04.2020
Украинский язык |
Тема: Відокремлені обставини.
|
Физика |
Повторить параграфы 52, 53. Выполнить лаб работу из файла на листочках
Присылайте выполненные задания или отчет о выполнении
|
Информатика | Стр. 126 пример 7 записать в тетрадь |
Русский язык |
Тема: Назначение обращения. Распространённые обращения. Употребление обращений
|
Геометрия |
Учить п.73 (обе теоремы);
Решить № 656; №661 |
Литература |
Тема: Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья о Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2142/main/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/2143/main/
|
Физ. культура |
Дайте ответ на вопрос: Какой вред наносит курение организму человека?
Составить и выполнить гимнастический комплекс на месте.
Выполнить упражнения «на матрасе»
|
Среда 01.04.2020
Украинский язык |
ТЕМА: Тренувальні вправи.
МЕТА: формувати вміння знаходити відокремлені члени речення, обґрунтовуючи свій вибір; розвивати пунктуаційні вміння ТИП УРОКУ: вивчення нового матеріалу ФОРМА НАВЧАННЯ: дистанційна Перше квітня Класна робота
Мовчить мій цілий світ Загорнутий в лихі словесні целофани. Л. Костенко І коли б солов’єм я співучим М. Ткач Вона [любов] прийшла заквітчана і мила В. Симоненко Срібним маревом повиті Леся Українка Тихі ніжні зорі Леся Українка Я кину все. Я вірю в кілометри — Л. Костенко Ось сонце віри чисте і просте І. Драч Фантазіє богине легкокрила Леся Українка Син Яця-коваля Іван рудоволосий, М. Рильський Не цвітуть на вікнах герані О. Теліга Мене там мати повивала Т. Шевченко
У. Самчук
Л. Костенко
Л. Костенко
П. Тичина
Леся Українка Домашнє завдання: Записати 5 речень з відокремленими означеннями, прикладками, додатками. |
||||
Украинская литература | Скачать | ||||
Химия | Сайт РЭШ химия раздел 15, урок 27- прослушать, Учебник § 53 – читать, записать в тетрадь новые понятия темы. | ||||
Алгебра | Учить п.36; решить №905(б); №906(б); №911 | ||||
Английский язык (Гречишкина) | Вставить пропущенные слова упр 1 стр117,устно перевести на русский язык,письменно найти эквиваленты упр 4 стр117,прочитать,перевести упр 3 стр 114 ДЗ написать сочинение по упр 7 стр 115 | ||||
ОБЖ |
1.Просмотр презентации https://kopilkaurokov.ru /obzh/presentacii/urok _28_zozh_i_profilaktika_ osnovnykh_ neinfektsionnykh _zabolevanii#
2. Параграф 7,5 читать. 3. Проанализируйте, какие факторы вызывают у вас сильную эмоциональную нагрузку в повседневной жизни. Внесите изменения в свой повседневный образ жизни, чтобы снизить их влияние на ваше состояние и повысить вашу уверенность в своих возможностях. Выводы записать в тетрадь |
||||
Обществознание |
Тема: Роль государства в экономике.
Цель: сформировать представление учащихся о роли государства в экономике, познакомиться с экономическими проблемами, регулируемых любым государством, рассмотреть способы воздействия государства на экономику. Тип урока: усвоения новых знаний Форма обучения: дистанционная Классная работа 1.Прочитать параграф 23 2.Составить план (письменно) 3.Письменно ответить на вопрос стр.201 №4 Домашняя работа: учить параграф 23, стр. 193-197 Составить таблицу :
|
Вторник 31.03.2020
Русский язык |
ТЕМА: Анализ контрольной работы. Работа над ошибками Задание: выполнить работу над ошибками, допущенными в диктанте, в виде таблицы |
||||
Английский |
Составить и записать слова по упр 4 стр 116,выбрать правильный предлог упр 1 стр 116,читать,переводить упр 3 стр 114
ДЗ письм.выбрать правильное слово упр 5 стр 116 |
||||
Всеобщая история |
План урока по всеобщей истории
8 класс Дата 31.03.2020
Тема Завершение индустриальной революции
Цель: рассмотреть особенности процесса модернизации 19 века, ее последствия для развития индустриального общества Задачи: Образовательная: усвоить ключевые понятия курса Развивающая: способствовать развитию исторического мышления на основе анализа сущности длительного исторического процесса Воспитывающая: воспитывать понимание сущности исторического процесса Тип урока: лекция – беседа Форма урока: дистанционное обучение.
План урока. 1.Предыстория процесса 2.Индустриализация во половине XIX веке. 3.Итоги и последствия.
Классная работа. Запись в тетради конспекта урока.
Социально-политические изменения, выразившиеся в охвативших Европу буржуазных революциях, неразрывно связаны и с выстраиванием экономического фундамента нового общества. Уже в XVIII веке в передовых странах Европы наблюдается рост фабричного производства, что является важнейшим условием промышленного переворота. Раньше всех этот процесс начался в Англии. Во-первых, потому что в Англии сформировалась достаточно развитая промышленность мануфактурного типа, а во-вторых, потому что В Англии уже в XVIII веке завершилась аграрная революция (переход от хозяйства мелких крестьянских собственников к крупному землевладению со сдачей участков в аренду фермерам и обработкой земли силой наёмных рабочих). В XVIII веке были изобретены и революционные механизмы, на базе которых в XIX веке совершенствовались и усложнялись машины, заменяющие ручной труд, (прялка «Дженни» и паровая машина).
Последняя треть XIX в. – время появления мощных финансовых и промышленных корпораций: картелей, синдикатов, трестов, концернов. 1844 г. – первая телеграфная линия между Вашингтоном и Балтимором (США). 1850 г. – проложен подводный телеграфный кабель по дну Ла-Манша (соединил Англию с материковой Европой). 1866 г. – проложен первый телеграфный кабель через Атлантический океан (соединил США и Англию). 1858 г. – первый мировой экономический кризис. 1864 г. – французский металлург Пьер-Эмиль Мартен изобрёл печь для выплавки стали. Печь получила название мартеновской. 1869 г. – открытие Суэцкого канала, кратчайшего водного пути из Средиземного моря в Индийский океан. 1876 г. – в США запатентован телефон Александра Белла. 1885 г. – немецкий инженер Карл Бенц создал первый бензиновый автомобиль. 1895 г. – изобретение радиосвязи.
3.Промышленный переворот создал фундамент нового индустриального общества. Технический прогресс и промышленная революция внесли много позитивных изменений: это и повышение производительности труда, внедрение новых технологий, улучшение средств связи, повышение уровня жизни населения. С другой стороны, научно-технический прогресс нёс и угрозу обществу: с новыми технологиями появляются и новые средства массового уничтожения (нарезные винтовки, пулемёты, динамит, зажигательные ракеты), встаёт вопрос о загрязнении природы дымом заводских труб, сливом отходов производства в реки. Новый уклад экономики привнёс и социальные проблемы. Стремление владельцев производства любой ценой сократить издержки было причиной тяжёлых условий труда, использования труда женщин и детей. Домашнее задание: изучить конспект, дополнительно материал на сайте https://interneturok.ru/lesson/istoriya/7-klass/vseobschaya-istoriya/promyshlennyy-perevorot-i-ego-posledstviya . Контрольные вопросы: 1.Что способствовало развитию индустриализации? 2.Какие изобретения второй половины XIX века вы знаете? 3.Какие новые социальные слои появились? Письменно: на материале темы составить таблицу
|
||||
География |
Тема «Общая характеристика природных условий и природных ресурсов края»
Тема урока 53: «Сочинение-размышление «Использование удобрений: за или против?» Оборудование: компьютер с интернетом, тетрадь, ручка. Задания Фактором ухудшения структуры и естественных свойств почвенного покров края является нерациональная хозяйственная деятельность человека (неправильная обработка и орошение почвы, чрезмерное внесение в неё удобрений, бесконтрольный выпас скота, вырубка лесозащитных полос и т.д.). Масштабность проблемы разрушения почв ставит под угрозу обеспечение населения края продовольствием, так как на разрушенных почвах снижается урожайность сельскохозяйственных культур от 10% до 50%. Для восстановления плодородия почв необходим целый комплекс мероприятий: внесение в почву органических удобрений (перепревшего компоста, навоза, торфа), чередование на полях сельскохозяйственных культур и пара (пар – незасеянное поле) осуществляется контроль над использованием минеральных удобрений и ядохимикатов сельскохозяйственными предприятиями. Загрязняющие почву вредные вещества через воду и продукты питания могут попасть в организм человека и вызвать серьезные заболевания. Сегодня наш урок посвящен написанию сочинению-размышлению на тему: «Использование удобрений: за или против?» I. Проверка знаний учащихся Задание 1. Ответьте на вопросы по повторению и закреплению изученного материала: 1. Проблемная задача. Растения отмирают ежегодно. Растительные остатки под действием живых организмов перегнивают, образуя гумус. Почему же в таком случае год от года гумуса в почвах не становится все больше и больше? 2. Объясните, какое значение для почвенного плодородия имеет гумус. Почему чем больше гумуса, тем почва плодороднее? 3. Перечислите факторы почвообразования. 4. Какие типы почв распространены на Луганщине? Хорошо это или плохо с точки зрения хозяйственной деятельности человека? 5. Что такое мелиорация? Назовите её виды. 6. Перечислить позитивные и негативные последствия мелиорации. 7. Какие проблемы возникают при использовании земель? Какие мероприятия проводятся по охране и рациональному использованию почвенных ресурсов? Задание 2. Напишите сочинение-размышление на тему: «Использование удобрений: за или против?». В сочинении обязательно отразите информацию о видах удобрений. Аргументируйте свою точку зрения, приводя факты «ЗА» и «ПРОТИВ». Сделайте вывод. Домашнее задание Решите задачи 4, 5, 6 (стр. 56, https://rcro.su/prakticheskie-raboty-po-geografii-8-klass/). |
||||
Геометрия | Решить № 649 (а,в), 650 (в), учить п.72 стр 167-169 | ||||
Биология |
Сайт РЭШ биология раздел 14, урок 11 — прослушать,
Учебник § 46 — учить |
||||
Физика |
сайт РЭШ, физика, 8 кл., урок 28, 29, выполнить все задания, включая домашние;
В.В. Белага, Физика 8, §52, 53, прочитать |
Понедельник 30.03.2020
Русский язык | Написать аудиодиктант. |
Литература | Написать сочинение-миниатюру ( не более 1,5 страницы) «Мечты и реальность военного детства в рассказе В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»». |
Физ. культура |
Раскройте понятие «Физическая культура» и ее связь с общей культурой (ответы присылать в Л.С. в В.К.)
Составить и выполнить гимнастический комплекс на месте.
Выполнить комплексы упражнений «на матрасе» (заснять на видео и прислать) I: комбинация в равновесии: И.П.
II: акробатическая комбинация:
Выполнить подъем туловища в сед 3*20 |
Химия | Параграф 52 — изучить, ответить письменно на тестовые задания стр.184 |
Информатика | С.123-124 параграф 3.3.4. — изучить, записать примеры в тетрадь |
Алгебра | параграф 35 с. 194 — изучить, №877 (а,б), №879 (а,б), 890 (а). Домашнее задание — №877 (в,г), №879 (в,г), 890 (в) |
Природа и мы |
Тема «Растения в нашей жизни»
Задание 1. Ответить на вопросы (устно). а) Что такое садоводство? б) Какие два вида садоводства вы знаете? в) Что такое декоративное садоводство? г) Является ли цветоводство часть декоративного садоводства? д) Опишите разнообразие цветочно-декоративных растений. Задание 2. Составить опорный конспект. Условия выращивания растений На сегодняшний день ассортимент цветочных растений достаточно разнообразен, что даёт возможность непрерывно выращивать цветы в открытом грунте. Существуют такие виды декоративных растений, которые обладают наиболее ценными биологическими качествами. Такие растения называются основными, как правило, они преобладают в ассортименте. Другие же растения принято называть второстепенными. По биологическим особенностям все цветочные растения открытого грунта можно разделить на три группы:многолетники; однолетники; двулетники. Многолетники размножают вегетативно, за счёт деления куста, корня, черенков, клубней, луковиц и т.д. Некоторую часть подобных растений размножают семенами. В этом случае для сохранения сортовых качеств следует обеспечить изоляцию между сортами. К основным видам многолетников в средней зоне относят тюльпаны, гладиолусы, пионы, лилии, ирисы, флоксы, люпины, мак и др. Двулетние цветочно-декоративные растения открытого грунта (виола, гвоздика, маргаритки, незабудки, колокольчики и прочие) сильно цветут во второй год после посева семян. Цветение происходи исключительно в конце весны — вначале лета. Такие цветы непривередливы, легко приспособляются к почве, их легко размножать в условиях открытого грунта. Цикл жизни однолетних цветов длится всего один сезон, их выращивают каждый год путём посева семян в открытый грунт. К однолетникам относят: астры, петунии, сальвии, львиный зев, бархатцы, космею, вербену и многие другие цветочные культуры открытого грунта, которые легко приспосабливаются к специально созданным условиям. При планировании высадки цветов на открытом грунте, следует обеспечить все требуемые условия. Одним из главных условий является обеспечение подходящим грунтом. Другими словами, цветочный грунт должен быть насыщен макро и микроэлементами, которые предназначаются для питания растения. Важно учитывать то, что цветущее растение требует много питательных веществ, поэтому не лишним будет периодически удобрять грунт. Помимо этого, в составе грунта должны содержаться разрыхляющие компоненты, которые обеспечивают отличную воздухо- и водопроницаемость, что немаловажно для развития корневой системы растения. Уход за цветущими растениями пришкольного участка Ваши питомцы не менее вас нуждаются в регулярных гигиенических процедурах. Может быть, не таких частых, как у нас с вами, но таких же насущных для сохранения красоты, здоровья и хорошего самочувствия.Вам ведь хочется, чтобы ваши садовые растения были сильными, мощными, с пышными цветами? Приходится регулярно удалять сорняки, поливать, подкармливать удобрениями. Если растения в цветнике разрослись слишком буйно, их нужно проредить или прищипнуть. Что делаем в цветниках. Цветник выглядит неухоженным, если в нем много желтых листьев и отцветших цветков. Проверяйте регулярно, как чувствуют себя ваши питомцы, наблюдайте и подмечайте, кто из них собирается зацвести, а кто уже нуждается в удалении засохших цветков, кого пора прищипить, а может быть, и подстричь. Если вы посеяли цветы семенами, не упустите момент, когда их нужно проредить. Это происходит, когда у сеянцев появляются два первых листочка. Прореживание – это выдергивание более слабых растений, чтобы обеспечить оставшимся достаточный простор для роста и развития. Если этого не сделать, через пару месяцев у вас вырастут худосочные, мелкие и некрасивые растения. Лишние сеянцы можно аккуратно выдернуть, пользуясь при необходимости пинцетом, а можно подрезать на уровне земли ножницами. В прореживании нуждаются и многолетники. Их прореживают ранней весной, удаляя под корень примерно одну четверть всех стеблей. Уход за цветниками летом Летом цветники находятся на пике красоты. Основной уход за цветниками летом – это прополка и удаление отцветших частей растений. Однолетники. В начале июня прореживаем майские (или апрельские) посевы однолетников, если они растут слишком плотно и мешают друг другу развиваться. А выкопанные «излишки» можно пересадить, например, туда, где семена не проросли. Примерно в середине июня, когда уже можно быть уверенным, что заморозки не вернутся, высаживаем в открытый грунт рассаду теплолюбивых летников. Но предварительно закаливаем их – в течение 2 недель постепенно приучаем к солнцу и свежему воздуху. Чтобы не тратится следующей весной на посадочный материал, в августе собираем созревшие семена однолетников и двулетников: васильков, маков, календулы, нигеллы, наперстянки, незабудок и др. Старые растения отправляем в садовый компост. Семена можно и не собирать, а попробовать оставить их на зимовку – просто разбросать по земле, и, возможно, на следующий год они прорастут. Это зависит от погоды и местного климата. Многолетники. Продолжаем высаживать георгины и другие многолетники.Чтобы ускорить рост боковых побегов и удлинить период цветения на 3-4 недели, на стадии бутонизации прищипываем 1/3-1/4 части побегов. В начале лета многие луковичные растения начинают желтеть и увядать. Пока гнёзда с детками не рассыпались, их можно легко вынуть из земли. Поэтому не позже конца июня выкапываем луковицы, просушиваем, делим их и отправляем на хранение в хорошо проветриваемое помещение. В июле-августе можно начинать сбор семян. Если семена определённых многолетников представляют для вас ценность, соберите сухие семенные головки и плоды с отцветших растений, выпотрошенные семена высушите. По мере отцветания многолетники утрачивают свою декоративность. Чтобы поддерживать цветники в привлекательном состоянии, своевременно удаляем отцветшие цветки и соцветия (засохшие цветоносы обламываем у основания), собираем отмершие листья, усыхающие и надломленные побеги. В нежаркие дни можно заняться делением особо декоративных многолетников, в частности тех, которые выделялись крупными красивыми цветками. Делянки высаживаем на подготовленный, предварительно политый участок. В конце августа – начале сентября черенкуем теплолюбивые многолетники, которые хотим сохранить до следующего года, скажем фуксию, пеларгонию, сальвию и другие. Уход за цветником. В течение всего лета периодически рыхлим почву в цветниках, удаляем сорняки. Регулярно осматриваем посадки, чтобы вовремя обнаружить признаки заболевания или вредителей. При обнаружении таковых удаляем поражённые болезнью части растений, а вредителей собираем вручную. Если вредителей много, можно использовать специальные средства. Но желательно пользоваться биологическими, щадящими препаратами, как для уничтожения сорняков, так и вредителей. Полив цветов. Цветники летом, как никогда, нуждаются в своевременном поливе, особенно в самые жаркие месяцы – июль и август. Влага очень быстро испаряется с поверхности почвы и листьев растений. Сокращаем почвенные испарения с помощью мульчирования, а лиственные испарения уменьшаем при помощи орошения цветников. Чтобы не подвергать растения солнечным ожогам, цветники летом поливаем и орошаем либо до 9 утра, либо после 18 часов вечера. Исключение составляют высокорастущие многолетники – их можно поливать в любое время, но осторожно наливая тёплую воду из лейки в прикорневую лунку. Подкормка растений. Продолжительно и поздно цветущие однолетники (астру, агератум, вербену, бархатцы и др.) последний раз подкармливаем в начале июля. Для этого берём раствор 15 г сульфата калия и 20 г суперфосфата на ведро настоя коровяка. По завершении цветения большинства многолетних растений, приблизительно в конце июля, подкармливаем многолетние посадки смесью суперфосфата и хлористого калия. Многие садоводы используют в качестве удобрения золу, оставшуюся после сжигания дров и растительных отходов (стеблей, ботвы, торфа, соломы). Подкормка в это время обеспечивает хорошее цветение на будущий год, т.к. почки возобновления у многолетников закладываются именно в конце периода цветения и сразу после него. Азотные удобрения с середины июля уже не вносим, чтобы не наросло много новых побегов и растения успели подготовиться к зиме. Помните, грамотный и тщательный уход за цветникамипозволит вам наслаждаться их красотой в течение всего лета. Задание 3. Выполнить практическую работу. Практическая работа Подбор ассортимента растений, составление схем посадки и размещения растений на клумбах Цель работы: научиться подбирать ассортимент растений цветочного оформления открытых территорий и составлять схемы посадки и размещения растений на клумбах. Оборудование: тетрадь, ручка, карандаш, цветные карандаши, лист формата А4. Ход работы
Теоретические сведения Особенно большое значение имеет цветовое решение в композиции цветочного оформления. Нельзя представить себе парка, сада, бульвара, сквера без цветов. Цветы украшают жилые кварталы и микрорайоны,территории вокруг школ, детских и общественных учреждений, заводов и фабрик. Цветущие растения представляют собой живую природу в наших квартирах, учебных и общественных зданиях, в производственных помещениях, с их помощью можно решать многочисленные художественные и технические вопросы. Занимаясь цветочным оформлением городских территорий, приходится решать два основных вопроса: соблюдение принципов архитектурно-художественной композиции цветочного оформления и количественных показателей для различных категорий городских насаждений. Принципы архитектурно-художественной композиции цветочного оформления. В практике садово-паркового строительства применяются различные типы цветочного оформления: Клумбы — небольшие, компактные (не расчлененные дорожками) участки различных геометрических форм, площадь которых обычно не превышает 10—15 м2 и очень редко достигает 50 м2 и более. По форме клумбы бывают круглыми, овальными, квадратными, ромбовидными, прямоугольными, многоугольными. Чаще всего на них высаживают цветущие растения, но иногда в оформление клумб включают декоративные цветущие кустарники (розы, сирень) или кустарники с декоративной листвой (самшит, юкки и др.). В композицию клумб включают также газоны, представляющие собой поверхности, мощенные плитами, галькой, либо посыпанные песком или толченым кирпичом; различного рода ограждения из металла, дерева, керамики, естественного камня, бетона, кирпича. Рабатки — участки прямоугольной формы, засаженные цветущими растениями. Ширина их обычно не превышает 1— 1,5 м и лишь в редких случаях (при большой длине) достигает 2 и даже 3 м. Бордюры — узкие полосы цветущих растений или растений с декоративной листвой, окаймляющие какой-либо участок на озелененной территории. Обычно ширина бордюров не превышает 30—50 см. Их применяют как самостоятельный тип цветочного оформления или как составной элемент других типов цветочного оформления. Клумбы, рабатки, бордюры по характеру используемых растений подразделяются на три группы. В первую группу входят типы цветочного оформления, в которых используются растения с цветами большой декоративной ценности; во вторую — растений с декоративными по форме и цвету листьями (ковровые); в третью — цветущие и ковровые растения. Одиночные экземпляры травянистых растений, цветущих или ценных своей декоративной листвой, применяются как самостоятельный тип цветочного оформления какого-либо участка озелененной территории. Группы и массивы таких растений служат также самостоятельным типом цветочного оформления. Миксбордеры (смешанные бордюры) — широкие полосы правильной или неправильной формы, засаженные в основном группами многолетних цветущих растений, обеспечивающих непрерывное цветение. Партеры — озелененные участки правильной геометрической формы и в большинстве симметричной планировки с преобладанием травянистых растений. Чаще всего партерам придают прямоугольную форму с соотношением сторон 1:2—1:4 и устраивают их, как правило, на ровных, полностью обозреваемых участках. Если же отведенный участок имеет довольно значительный уклон, то партер делают в виде двух и более террас, отделенных друг от друга подпорными; стенами или откосами. Партер бывает с дорожками и без них. Одна из отличительных черт его — четкое отграничение от прилегающих участков. В композицию партера могут быть включены фонтаны, декоративные бассейны, скульптуры, беседки, перголы, трельяжи. Как составные части партера используются клумбы, рабатки, бордюры, одиночные и групповые посадки травянистых растений, а также отдельные экземпляры, группы и рядовые посадки деревьев и кустарников. Обычно в партерах значительная часть площади отводится под газоны, чтобы создать основной фон для композиции, а иногда весь партер представляет собой газон. Кроме того, существуют специальные типы цветочного оформления. К ним относятся посадки из различных видов и сортов одной культуры, например: георгины (георгинарий), розы (розарий), сирени (сиренгарий), горные цветущие растения (альпинарий). Это своего рода коллекционные участки, но в отличие от обычных коллекционных участков они решаются в виде законченных архитектурно-планировочных композиций, часто с включением беседок, пергол, трельяжей, водоемов, фонтанов, скульптур. К специальным типам цветочного оформления относятся также перголы — перекрытие «цветущим сводом» аллеи; трельяжи, при помощи которых образуются «цветущие стены и беседки»; конструкции, позволяющие создать впечатление «цветущей колонны», «цветущей пирамиды» и т. п. Сады непрерывного цветения — еще один тип цветочного оформления, возникший не так давно в практике садово-паркового строительства. Садом непрерывного цветения может быть и целый городской сад, и небольшой участок в парке или на бульваре. Для этого типа оформления подбирают растения, которые обеспечивают непрерывное цветение на протяжении наиболее длительного периода, в идеале «от снега до снега» — с ранней весны до поздней осени. В садах непрерывного цветения используют не только травянистые растения, но также цветущие кустарники и деревья. Различные типы цветочного оформления широко применялись на протяжении всей многовековой практики садово-паркового искусства. В XVIII и XIX вв. в парках Италии, Франции, Англии, России часто устраивались большие партеры с фонтанами, декоративными водоемами, скульптурами, а также элементами топиарного искусства (фигурной стрижки). Позднее в городских парках, скверах, на бульварах появились, а затем завоевали широкое признание клумбы и рабатки со сложным рисунком, создаваемым разнообразными однолетними цветущими и ковровыми растениями. Иногда узорчатые клумбы и рабатки заменяли большими массивами одной культуры, но тоже четких геометрических форм. В настоящее время преобладающим приемом в композиции парков, садов и других категорий городских насаждений стала пейзажная, свободная планировка с широким применением групповых посадок деревьев и кустарников. Принципы пейзажной планировки находят применение и при цветочном оформлении. На смену геометрическим приходят групповые посадки цветов, главным образом из многолетних культур, которые обладают преимуществами по сравнению с однолетними. При умелом подборе многолетних растений цветение их в цветниках продолжается с ранней весны до поздней осени. Более 20 видов из них цветут в апреле и мае (в средней полосе страны), а однолетние начинают цвести только во второй половине июня. Многие виды многолетних растений цветут в октябре, когда летние уже давно отцвели. К тому же оформление из многолетних растений более экономично. Но все это вовсе не означает, что в цветочном оформлении надо совершенно отказаться от однолетних цветов, поскольку многие многолетние растения цветут непродолжительное время, причем по окончании периода цветения некоторые из них имеют неприглядный вид. Поэтому там, где нужно сохранить яркость красок в течение 2—2,5 месяца, высаживают однолетние растения. Использование многолетних или однолетних растений определяется типом цветочного оформления и его художественным решением. Выбор типа оформления зависит от целого ряда архитектурно-планировочных условий, и в первую очередь от того, какое значение имеет цветочное оформление и какое место оно занимает в данном ансамбле. В одних случаях цветочное оформление — центр всей композиции, например в сквере перед крупным общественным зданием; в других — цветы обрамляют памятники, скульптуры, водоемы. Очень часто цветы используют в группе растений из деревьев и кустарников, иногда составляют группы из кустарников и цветов. При выборе типа цветочного оформления в каждом отдельном случае тщательно изучают и учитывают все архитектурно-планировочные и художественные задачи, поскольку создание красивого цветочного убранства — многогранная проблема. При ее решении берут во внимание множество факторов: время цветения и окраску растений, высоту и форму кустов, биологические особенности и т.д. Большое значение имеют условия обозрения цветочной композиции. Одно решение может быть принято при создании цветочного оформления городской улицы или площади, которое будут видеть прохожие или проезжающие мимо пассажиры. По-другому решается цветочное оформление, если им предполагают любоваться с террас, балконов и из окон домов. Наконец, решение (в известной степени) может определяться тем, на каком расстоянии будет находиться зритель, то есть будет ли он близко подходить к данной цветочной композиции или смотреть на нее издали. Самое важное в композиционном решении цветочного оформления любого типа — это подбор и размещение растений. При этом приходится определять рисунок отдельных элементов и всей композиции в целом, а также устанавливать размеры всех ее компонентов. Прежде всего, надо установить перечень растений данной композиции, решив, будут ли в ней использованы красиво-цветущие кустарники и деревья, одни однолетние цветы, либо, наоборот, одни многолетние, или же те и другие. Сирень, чубушник, шиповник, розы и другие красивоцветущие кустарники во многих случаях могут занимать значительное, а иногда и ведущее место в композиции оформления. Немаловажную роль в нем играют и цветущие деревья. Достаточно вспомнить весеннее убранство сквера перед Большим театром в Москве, где раскидистые и сплошь усыпанные цветами кроны яблонь не уступают по декоративному эффекту большим массивам чудесных тюльпанов, высаженных у их подножия. Затем надо подобрать растения по времени цветения. В каждом отдельном случае важно найти правильные и наиболее эффектные цветовые сочетания (с учетом сроков цветения), опираясь на основные положения теории цветоведения. По тому впечатлению, которое разные цвета производят на зрителя, их подразделяют на теплые и холодные. Красные, оранжевые и желтые оттенки, близкие по колориту к бликам огня, называют теплыми, а цвета синевато-зеленоватой гаммы, напоминающие отблеск льда, — холодными. Разные цвета, взятые в отдельности или в сочетании друг с другом, обладают различными свойствами: красный, желтый и оранжевый с розовыми оттенками как бы приближают к зрителю поверхности, окрашенные в эти цвета; удаление, углубление поверхности свойственно синему цвету и его оттенкам. Белый, серый и черный цвета как бы усиливают, подчеркивают те, которые расположены рядом с ними, а цвета, близкие по гамме, воспринимают оттенки соседних. Сочетания различных окрасок могут быть контрастными или нюансными, гармоничными или дисгармоничными. Основные цвета с дополнительными создают гармоничные сочетания (красный с зеленым, желтый с фиолетовым, синий с оранжевым), а сочетание цветов, расположенных в цветовом круге рядом, — дисгармоничные. При решении конкретных задач цветочного оформления необходимо также учитывать фон поверхности, на которую проектируются цветущие растения. Приемы создания фона могут существенно повлиять на общую гармонию цветочного оформления. Чаще всего газон имеет зеленый цвет. Некоторые цвета — белые, голубые, светло-желтые, оранжевые, ярко-красные — кажутся на фоне газона ярче, а другие — синие, фиолетовые, темно-красные — бледнеют и становятся менее выразительными. Но то и другое впечатление создается только при условии, если газон имеет ровную однотонную поверхность, густой и низко подстриженный травостой. Довольно часто фоном цветочного оформления служит земля условно-черного цвета. На этом фоне все краски воспринимаются ярко. Для создания нужного фона землю нередко посыпают так называемыми «мертвыми» материалами (песком различных расцветок, гранитной или мраморной крошкой, толченым кирпичом) или покрывают плитами разнообразной расцветки. Фоном могут быть не только поверхности, на которых размещены цветущие растения, но и объемные элементы окружения — листва деревьев и кустарников различной окраски, стволы и ветви растений, а также здания и такие сооружения, как подпорные стены, балюстрады и т. п. С цветовой характеристикой всех этих компонентов окружения надо обязательно считаться при создании цветочного оформления. Существенное влияние на выбор и размещение растений оказывает их объемная характеристика, например высота и ширина куста, размеры соцветий и т. д. Задание 4. Составьте кроссворд по теме урока, озаглавьте их. |