11-А класс

Пятница 10.04.2020

Английский язык (Андреева В. Н.) https://multiurok.ru/files/kontrolnaia-rabota-spotlight-11-module-7.html

Письменно. Выполнение контрольной работы.

Химия Учить § -37, решить

 № 3,4  на стр.172.

Обществознание Тема  Имущественные права

Задание №1.

В тетради запиши пропущенные слова:

Предмет …………. — это те общественные отношения, которые оно регулирует.

Охранительная функция гражданского права носит преимущественно ……….. (восстановительный) характер.

………. правового регулирования — это совокупность приемов, средств, способов, посредством которых право воздействует на общественные отношения, упорядочивая, регулируя и защищая их.

Задание №2. Внимательно прочитать текст

Куда бы мы ни шли, что бы ни делали, всюду мы вступаем в отношения, связанные с имуществом, т. е. имущественные отношения . Мы покупаем товары, продаем, передаем на хранение, арендуем.

Вот обычный день обычного человека. Встав, он включил свет и радио, затем побрился элект­робритвой, позвонил по телефону, договорился о сро­ке сдачи сверхурочной работы, позавтракал, вынул из почтового ящика журнал. Выйдя из дома, купил утрен­нюю газету, сел в автобус. На работе отдал сослужив­цу денежный долг, в обеденный перерыв перекусил в бу­фете. На обратном пути решил продлить подписку на журнал. Приехал домой на автобусе. В киоске купил вечернюю газету, в булочной — буханку хлеба, а в гастрономе — молоко.

Все люди делятся на 2 категории: те, кому принадлежит имущество – это собственники и те, кому не принадлежит.

Собственник – это лицо, которому принадлежит право собственности на что-либо.

Право собственности включает в себя три полномочия:

—  владение;

—  пользование;

—  распоряжение.

Право собственности на имущество возникает по-разному. Право собственности возникает у того, кто купил или сделал что-то для себя.

Например: бабушка связала свитер; художник написал картину; семья купила дачу.

Право собственности прекращается в следующих случаях: бабушка продала свитер; художник подарил картину своему другу; семья продала дачу и т.д.

  1. Тот, кто является участником гражданских правоотношений, называется субъектом.
  2. То, что является предметом гражданских отношений, называется объектом.

 

Правоспособность – способность лица иметь права и обязанности.

Дееспособность – способность лица осуществлять права и обязанности.

Дееспособность несовершеннолетних

А) с 6 – 14 лет: мелкие бытовые сделки.

Б) с 14 – 18 лет: сделки с письменного согласия родителей. Без согласия родителей – распоряжение своим заработком, стипендией, осуществлением авторских прав на произведения науки, искусства.

Эмансипация несовершеннолетних – с 16 лет.

Большинство имущественных отношений возникают в результате сделок.

Сделка – действия лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Договор – сделка, в которой принимают участие несколько лиц.

Виды договоров

Задани № 3. Из текста выписать все определения и схемы.

Задание №4. Определить к какому виду договоров относятся следующие юридические факты. Записать в тетради.

а) семья Федоровых купила собственную дачу;

б) гражданин Аистов передал во временное пользование приятелю свой автомобиль «Волга». Стороны условились об определенной плате за пользование автомобилем;

в) акционерное общество «Водопад» заключило с фирмой «Щит» договор на наладку и обслуживание компьютеров;

г) гражданка Н. передала гражданке К. зимнее мужское пальто, а взамен получила женскую норковую шапку.

д) гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией о капитальном ремонте его загородного коттеджа.

История Отечества ТЕМА: Луганский регион в период «перестройки» и после распада СССР.

  1. Работа с текстом (смотреть беседу ВК) — изучить
  2. Составить вопросы по тексту
Физика Тема: «Физический практикум». Лабораторная работа №8 стр. 421. Описать теоретически каждый пункт из №1-5 (работу выполняем второй урок, закончить).
Литература Тема: Р.р. Характеристика главного героя в романе «Тихий Дон»

  1. Вступительное слово

В романе «Тихий Дон» М.Шолохова описываются события на рубеже веков. Герои романа находятся в поиске своего места и назначения в жизни. «Трагическое переплетение разных судеб, вовлеченность отдельного человека в круговорот исторических событий, складывающих его биографию за него, и возможность самому решать свою судьбу-важнейшие в эпопее Шолохова проблемы. Через судьбы этих героев автор показывает общую традицию казачества, крушение вековых устоев человеческой жизни, подчеркивает трагический характер эпохи, изображенной в романе». Григорий Мелехов – это главный герой романа.

  1. Проблемный вопрос: «Почему  Григорий Мелехов стал главным героем?» (устно)
  2. Работа с презентацией https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/02/27/obraz-grigoriya-melehova-v-romane-m-sholohova-tihiy-don
  3. Составление характеристики Григория Мелехова (письменно) по заданному плану

План-характеристика героя

  1. Определение места героя среди других персонажей.
  2. Портрет. Внешняя характеристика, данная автором и другими героями.
  3. Черты характера
  4. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя очень ярко.
  5. Сопоставление с другими героями.
  6. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
  7. Определение типичного и индивидуального в образе.

ИТОГ.

Образ Григория Мелехова – своеобразное художественное открытие М. Шолохова. Это целостный, живой и яркий характер, неотделимый от своей эпохи.

НВП (Зубов А. Ю.) Подготовить сообщение на тему:  Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности.
НВП (Дьяченко М. С. ) Тема урока » Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности.»

1.Учебник ОБЖ Смирнов А.Т. П.51 стр.238-241

2.Объясните, как вы понимаете смысл старой русской поговорки «Сам погибай, а товарища выручай».(кратко )

 

Четверг 09.04.2020

Алгебра 1. Посмотреть видеоурок.

https://www.youtube.com/watch?v=Eu-3X0xGbm0&list=PLJ8TtQgi6QOrKiGPgKwV7sOlaGan_Sf4H&index=7

https://www.youtube.com/watch?v=pM-TckNgAL4&list=PLJ8TtQgi6QOrKiGPgKwV7sOlaGan_Sf4H&index=8

https://www.youtube.com/watch?v=6atV0Ogeh3M&list=PLJ8TtQgi6QOrKiGPgKwV7sOlaGan_Sf4H&index=9

2. Работа с учебником: стр. 168-197. (Повторить определения и формулы, составить конспект).

3. Практическая работа: № 668, 670, 673, 679.
4. Фотоотчет о проделанной работе.

Алгебра 1. Посмотреть видеоурок.

https://www.youtube.com/watch?v=PAICitS4oRQ&list=PLJ8TtQgi6QOrKiGPgKwV7sOlaGan_Sf4H&index=34  

https://www.youtube.com/watch?v=INAEd75kS04&list=PLJ8TtQgi6QOrKiGPgKwV7sOlaGan_Sf4H&index=35  

https://www.youtube.com/watch?v=NE6CLvdYroM&list=PLJ8TtQgi6QOrKiGPgKwV7sOlaGan_Sf4H&index=42  

2. Работа с учебником: стр. 229-257. (Повторить определения и формулы, составить конспект).

3. Практическая работа: № 879, 880, 884, 888.

4. Фотоотчет о проделанной работе.

Физика Физический практикум. Г.Я. Мякишев, Физика 11, лаб раб №8 стр. 421. Описать теоретически каждый пункт из №1-5 (работа на два урока).
Физ. культура
  1. ЗАДАНИЕ:

Перечислите общие требования безопасности перед занятиями по легкой атлетике (мин. 5 пунктов)

  1. ЗАДАНИЕ:

Выполнить комплекс ОРУ со скакалкой на месте.

  1. ЗАДАНИЕ:

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа с поворотом (2*16 мальчикам. 2*8 девочкам.)

Сгибание и разгибание рук в упоре сидя (2*16 мальчикам. 2*8 девочкам.)

«Берпи»  (2*16 мальчикам. 2*8 девочкам)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа узким хватом (2*16 мальчикам. 2*8 девочкам.)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа с упором сзади (2*16 мальчикам. 2*8 девочкам).

Биология Тема: Биосфера и биомы.

Работа с тетрадью

Прочитать п 33 .Задание 6 стр. 179. Работы присылайте на эл. Адр.

Русский язык Тема: Знаки препинания при цитатах.

  1. Повторить теоретический материал https://www.youtube.com/watch?v=l9tHiMaF3Z4
  2. Практикум 

 

Среда 08.04.2020

Алгебра Посмотреть видеоурок.

https://www.youtube.com/watch?v=hVLmnGJAd-w&list=PLk91qesJngSLD_YoCR3v85c57YVqg9M9B

https://www.youtube.com/watch?v=q1EwGoo7k5c

https://www.youtube.com/watch?v=1V-yIfVJ980

Работа с учебником: стр. 201-227. (Повторить определения и формулы, составить конспект).

Практическая работа: № 758 (4-6), 759 (4, 6), 760 (4), 766(2,4).

      4. Фотоотчет о проделанной работе.

Алгебра Посмотреть видеоурок.

https://www.youtube.com/watch?v=1-a5uvi4JLo&list=PLk91qesJngSLD_YoCR3v85c57YVqg9M9B&index=8

https://www.youtube.com/watch?v=4ubJHL4ZNuM&list=PLJ8TtQgi6QOrKiGPgKwV7sOlaGan_Sf4H&index=82

https://www.youtube.com/watch?v=aiwFF6vKgyc&list=PLJ8TtQgi6QOrKiGPgKwV7sOlaGan_Sf4H&index=83

Практическая работа: № 717 (3), 729 (3), 748 (2).

3.      Фотоотчет о проделанной работе.

Английский язык (Андреева В. Н.) Устно Упр.1, 3-6 стр. 136, Письменно Упр.2 стр. 136 поставить глаголы в нужную форму
Русский язык Тема: Знаки препинания при цитатах.

Просмотр видео https://videouroki.net/video/45-tsitaty-i-znaki-priepinaniia-pri-nikh.html

Ответы на вопросы (устно)

— Что такое цитата?

— Как оформляются цитаты в письменной речи?

— Есть ли разница в оформлении стихотворных цитат и прозаических?

— Как обозначается пропуск слов в цитате?

— Как правильно указать автора?

— Как оформить эпиграф?

Практикум

Задание №1 Расставьте знаки препинания, составьте схемы.

Вся жизнь человечества писал А.И. Герцен русский писатель последовательно оседала в книгах.

Мир книги — это мир настоящего чуда говорил JI.M. Леонов.

М. Горькийсчитал Хорошая книга — просто праздник

С.Г. Кара-Мурза философ и публицистнеоднократно повторял, что прочитать “Тараса Бульбу” или томик пословиц, послушать русские романсы — это сегодня не удовольствие, а лечение.

Задание №2 Покажите различные способы включения цитат в контекст, расставьте знаки препинания

1.Следует читать много, но не многое (Тацит, римский историк).

________________________________________________________

________________________________________________________

2.Люди перестают мыслить, когда перестают читать (Д. Дидро, французский философ-энциклопедист).

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Вовремя прочитанная книга — огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит её лучший друг или наставник(П.А. Павленко, русский писатель).

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека(В.А. Сухомлинский, педагог).

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Задание №3 Вместо многоточия вставьте нужные глаголы, расставьте знаки препинания, составьте схемы. 

Д. Дидро французский философ …. Образование придаёт человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рождён для рабства

Учитесь у всех, не подражайте никому …. М. Горький русский писатель).

Ничто ….. И.С. Тургенев, русский писатель так не освобождает человека, как знание.

Гераклит древнегреческий философ ….. , что мы можем настолько, насколько мы знаем..

Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени ….. Н.А. Некрасов..

М. Монтень, французский философ-гуманист …. Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред.

Человек наиболее живёт в то время, когда он чего-нибудь ищет …. Ф.М. Достоевский русский писатель.

Без хороших отцов ….. Н.М. Карамзин, историк и писатель нет хорошего воспитания, несмотря на все школы.

Физика  Г.Я. Мякишев, Физика 11, лаб раб №7 стр. 419, выполнить на листочке до конца на оценку. 
Физ. культура ЗАДАНИЕ:

Дайте ответ на вопрос: В чем заключается  особенности построения и содержание самостоятельных занятий по общей физической подготовке.

ЗАДАНИЕ:

Составить и выполнить гимнастический комплекс на месте. (с гирями 1кг, если есть) или (с двумя полулитровыми бутылками воды)

ЗАДАНИЕ:

Поднимания туловища в сед, с положения лежа на спине, руки за головой, за 60 сек. На результат.

Обществознание Тема   «Гражданское право»

1.В тетради записать число, домашняя работа.

Задание №1. Выберите правильные ответы

Под совокупностью компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов законодательство понимает

1) окружающую среду

2) ноосферу

3) природу

4) естественную экологическую систему

Окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов, законодательством называется

1) подходящей

2) благоприятной

3) гуманитарной

4) антропоцентрической

Территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях, называется

1) особо охраняемой природной территорией

2) природным ландшафтом

3) антропогенным объектом

4) объектом природного наследия

Состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий, называется экологической (экологическим)

1) экспертизой

2) мониторингом

3) аудитом

4) безопасностью

Верны ли следующие суждения?

А. Споры в области охраны окружающей среды разрешаются в досудебном порядке в соответствии с законодательством.

Б. Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в двойном размере.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Записать тему урока «Гражданское право».

Внимательно прочитать  материал темы.

Гражданское право как отрасль права — это система правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные и некоторые не связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на независимости, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей и интересов, а также нормального развития экономических отношений в обществе.

Предмет гражданского права — это те общественные отношения, которые оно регулирует. Эти отношения делятся на:

Имущественные отношения, то есть отношения между людьми по поводу материальных благ, которые включают в себя:

отношения статики, то есть отношения, связанные с нахождением материальных благ у определенного лица (право собственности, ограниченные вещные права);

отношения динамики, то есть связанные с переходом материальных благ от одного лица к другому (обязательственное право, наследование).

Термин «имущество» имеет в гражданском праве три значения:

совокупность вещей;

совокупность не только вещей, но и имущественных прав требования (например, денежных вкладов в банке);

совокупность вещей, имущественных прав и обязанностей.

Личные неимущественные отношения — отношения, возникающие между людьми по поводу нематериальных благ и не имеющие экономического содержания, независимо от степени связанности с имущественными отношениями:

личные неимущественные отношения, связанные с имущественными (например, возникающие по поводу авторства на произведения науки,

литературы и искусства). В этом случае имущественные отношения производны от неимущественных (например, право автора на вознаграждение);

личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными (например, защита чести, достоинства и деловой репутации).

Метод правового регулирования — это совокупность приемов, средств, способов, посредством которых право воздействует на общественные отношения, упорядочивая, регулируя и защищая их.

Гражданско-правовой метод является дозволительным и имеет следующие отличительные черты:

Юридическое равенство сторон, то есть равенство их правового положения, которое проявляется в признании равенства всех форм собственности, самостоятельном создании хозяйственных связей, в идентичных мерах гражданско-правовой ответственности.

Автономия воли сторон. В большинстве случаев гражданские права и обязанности возникают в силу двустороннего волевого акта (договора). Сторонам представлена возможность полностью (или в известной мере) самостоятельно регулировать свои отношения. Часто закон устанавливает только общие рамки таких отношений либо предоставляет сторонам несколько способов регулирования их отношений на выбор. Постороннее вмешательство в частную жизнь допускается только в случаях, определенных законом.

Имущественная самостоятельность сторон. Участники гражданского оборота выступают в качестве обладателей обособленного имущества, которым они участвуют в обороте и отвечают по обязательствам.

Защита гражданских прав преимущественно в судебном порядке, если стороны самостоятельно не смогли разрешить спорные вопросы; в установленных законом случаях защита гражданских прав производится и в административном порядке.

Имущественный характер гражданско-правовой ответственности.

Объектом взыскания в этом случае является имущество, а не личность должника. Гражданско-правовая ответственность носит по общему правилу компенсационный характер.

Функции гражданского права:

регулятивная функция, направленная на создание нормальных условий для функционирования и развития экономики; . охранительная функция, направленная на защиту гражданских прав от нарушений. Охранительная функция гражданского права носит преимущественно компенсационный (восстановительный) характер.

Система гражданского права

Гражданское право — это система правовых норм, предполагающая не только их единство, но и дифференциацию на подотрасли и институты. Выделение отельных подотраслей и институтов основывается на определенной связанности составляющих их норм.

3.Задание №2. На сайте http://lawdonbass.ru/files/laws/5bc0ebe810670265-II_08.10.18_Grazhdanskiy_kodeks_LNR.pdf   ознакомиться с Гражданским Кодексом ЛНР.

4.Задание  №3. Записать в тетради:

Дать определения:

Физическое лицо

Правоспособность

Дееспособность

В каких статьях Гражданского Кодекса ЛНР зафиксированы права физических лиц?

Памятка: текст лекции сохраните!!!!

 

Вторник 07.04.2020

Геометрия 1.  Практическая работа: № 680, 695, 697, 708.

2.  Фотоотчет о проделанной работе .

Геометрия 1.  Практическая работа: № 690, 691, 698, 709.

2.  Фотоотчет о проделанной работе .

География Тема 10.&1 учебника (стр.341-346), письменно выполнить задание 9.(стр. 355)
Всеобщая история Тема урока: Кризис коммунистически режимов в Восточной Европе.

1.Составить опорный конспект.

Факторы подготовившие революцию:

Экономические факторы – резкое снижение темпов экономического развития, инфляция;                                                              резкое отставание от стран Запада.

Социальные проблемы:

    1.падение жизненного уровня

    2.протест против тоталитарных режимов

    3.опозиционные организации

Внешний  фактор – политические преобразования в СССР.

Характер и задачи революции:

Характер революций Задачи революции
Антитоталитарный

 

1)      Создание демократического общества
Антикоммунистический

 

2)      Формирование рыночной модели экономики
 

Демократический

3)      Повышение жизненного уровня

4)      Достижение национальной государственной независимости

 

Домашнее задание:

Устно: изучить параграф 22.

Письменно: выполнить №1 стр. 229 (дать определение понятиям).

Физика Г.Я. Мякишев, Физика 11, лаб раб №7 стр. 419, выполнить на листочке (выполняем два урока – этот и следующий).  
Английский язык (Андреева В. Н.) https://drive.google.com/drive/folders/0BzLsfs-eiy-USTFCRWdYQWNTTDA

Упр.4 стр. 133

Устно. Упр.1-3 стр. 133 Прослушивание текста, , ответы на вопросы, описание картинок

Письменно. Упр.4 стр. 133 Запись прилагательных, описывающих Дайан и объяснение причин по данному образцу.

Литература Тема: Характеристика главного героя в романе «Тихий Дон»

Просмотр видео https://www.youtube.com/watch?v=6WoOkyU4xeM

Изучение нового материала

Образ Григория Мелехова — центральный в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон». О нем сразу невозможно сказать, положительный это или отрицательный герой. Слишком долго он блуждал в поисках правды, своего пути. Григорий Мелехов предстает в романе, прежде всего как правдоискатель.

В начале романа Григорий Мелехов — обыкновенный хуторской парень с привычным кругом хозяйственных забот, занятий, развлечений. Он живет бездумно, как трава в степи, следуя традиционным устоям. Даже любовь к Аксинье, захватившая его страстную натуру, ничего не может изменить. Он позволяет отцу женить себя, как заведено, готовится к военной службе. Все в его жизни происходит невольно, будто бы без его участия, как невольно рассекает он во время косьбы крошечного беззащитного утенка — и содрогнулся от содеянного.

Не для кровопролития пришел Григорий Мелехов в этот мир. Но суровая жизнь вложила в его трудолюбивые руки саблю. Как трагедия пережита Григорием первая пролитая человеческая кровь. Облик убитого им австрийца является потом ему во сне, вызывая душевную боль. Опыт войны вообще переворачивает его жизнь, заставляет задуматься, заглянуть в себя, прислушаться, присмотреться к людям. Начинается сознательная жизнь.

Большевик Гаранжа, встретившийся Григорию в госпитале, будто открывает ему правду и перспективу перемен к лучшему. «Автономист» Ефим Изварин, большевик Федор Подтелков сыграли заметную роль в формировании убеждений Григория Мелехова. Трагически погибший Федор Подтелков оттолкнул Мелехова, пролив кровь безоружных пленных, поверивших обещаниям захватившего их в плен большевика. Бессмысленность этого убийства и бездушия «диктатора» ошеломили героя. Он тоже воин, много убивал, однако здесь нарушены не только законы человечности, но и законы войны.

«Честный до донышка», Григорий Мелехов не может не видеть обмана. Большевики обещали, что не будет бедных и богатых. Однако уже год прошел, как у власти «красные», а обещанного равенства нет как нет: «взводный в хромовых сапогах, а «Ванёк» в обмотках». Григорий очень наблюдателен, ему свойственно обдумывать свои наблюдения, и выводы из его раздумий неутешительны: «Уж ежели пан плох, то из хама пан во сто раз хуже».

Гражданская война бросает Григория то в буденновский отряд, то в белые соединения, но это уже не бездумное подчинение укладу или стечению обстоятельств, а сознательный поиск правды, пути. Родной дом и мирный труд видятся ему главными ценностями жизни. На войне, проливая кровь, он мечтает о том, как будет готовиться к севу, и от этих мыслей у него теплеет на душе.

Бывшему сотенному атаману советская власть не позволяет жить мирно, грозит тюрьмой или расстрелом. Продразверстка поселяет в умах многих казаков желание «перевоевать», вместо рабочей власти поставить свою, казачью. На Дону образуются банды. В одну из них, банду Фомина, и попадает Григорий Мелехов, скрывающийся от преследований советской власти. Но у бандитов нет будущего. Для большинства казаков ясно: сеять надо, а не воевать.

К мирному труду тянется и главный герой романа. Последним испытанием, последней трагической потерей становится для него гибель любимой женщины — Аксиньи, получившей пулю по дороге, как им кажется, к свободной и счастливой жизни. Все погибло. Душа Григория выжжена. Остается лишь последняя, но очень важная ниточка, связывающая героя с жизнью, — это родной дом. Дом, земля, ждущая хозяина, и маленький сын — его будущее, его след на земле.

С удивительной психологической достоверностью и исторической обоснованностью раскрыта глубина противоречий, через которые прошел герой. Многогранность и сложность внутреннего мира человека — всегда в центре внимания М. Шолохова. Индивидуальные судьбы и широкое обобщение путей и перепутий донского казачества позволяют увидеть, как сложна и противоречива жизнь, как труден выбор истинного пути.

—  Какой смысл вкладывает Шолохов, говоря о Григории «добрый казак»? Почему главным героем выбран Григорий Мелехов?

—  В каких эпизодах полнее всего раскрывается яркая, незаурядная личность Григория? Роль   внутренних   монологов.    Человек   зависит   от обстоятельств или сам делает свою судьбу?

Это единственный персонаж, мысли которого раскрывает автор. Война развращает людей провоцирует на совершение поступков, каких человек в обычном состоянии никогда бы не совершил. Григорий имел стержень, который не позволил ему нм разу сделать подлость. Глубокая привязанность к дому, к земле — сильнейшее душевное движение: «Моим рукам работать надо, а не воевать».

Герой   постоянно   в   ситуации   выбора   («Сам   ищу выход»). Перелом: спор и ссора с Иваном Алексеевичем Котляровым,        Штокманом.        Бескомпромиссность человека, который никогда не знал середины. Трагедия как    бы    переносится    в    глубины    сознания:    «Он мучительно старался разобраться в сумятице мыслей». Это не   политические   шатания,   а   поиски   правды. Григорий тоскует по правде, «под крылом которой мог бы посогреться каждый». А такой правды, с его точки зрения, нет ни у белых, ни у красных: «Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет. А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался». Эти поиски оказались, как он считает, «зряшными и пустыми». И в этом тоже его трагедия. Человек     поставлен     в     неизбежные,     стихийные обстоятельства и уже в этих обстоятельствах делает выбор, свою судьбу. «Больше всего нужно для писателя,— говорил Шолохов, — ему самому нужно, — передать движение души человека. Я хотел рассказать об этом очаровании человека в Григории Мелехове…»

— Как вы считаете, удается ли автору «Тихого Дона» «передать движение души человека» на примере судьбы Григория Мелехова? Если да, каково, на ваш взгляд, основное направление этого движения? Каков его общий характер? Есть ли в образе главного героя романа то, что вы могли бы назвать очарованием? Если да, то в чем его очарование заключается?

Основная проблематика «Тихого Дона» раскрывается не в характере одного, хотя бы и основного героя, каким является Григорий Мелехов, а в сопоставлении и противопоставлении многих и многих характеров, во всей образной системе, в стиле и языке произведения. Но образ Григория Мелехова   как   типической   личности   как   бы   концентрирует   в   себе основной исторический и идейный конфликт произведения и этим объединяет все детали огромной картины сложной и противоречивой жизни многих   действующих   лиц,   являющихся   носителями   определенного отношения к революции и народу в данную историческую эпоху.

Как бы вы определили основную проблематику «Тихого Дона»? Что, на ваш взгляд, позволяет характеризовать Григория Мелехова как типическую личность? Можете вы согласиться с тем, что именно в нем сконцентрирован «основной исторический и идейный конфликт произведения»? Литературовед А.И. Хватов утверждает: «В Григории таился громадный  резерв  нравственных  сил,  необходимых   в  созидательных свершениях становящейся новой жизни. Какие бы осложнения и беды ни обрушивались на него и как бы тягостно ни ложилось на его душу содеянное под влиянием неверного решения, Григорий никогда не искал мотивов, ослабляющих его личную вину и ответственность перед жизнью и людьми».

Как вы считаете, что дает право ученому утверждать, что «в Григории таился громадный резерв нравственных сил»? Какие   поступки свидетельствуют, по вашему мнению, в пользу такого утверждения? А против него? Какие     «неверные     решениям     принимает     герой Шолохова? Допустимо ли,  на  ваш  взгляд,  вообще говорить   о   «неверных   решениях»   литературного героя? Поразмышляйте на эту тему. Согласны ли вы с тем, что «Григорий никогда не искал   мотивов,   ослабляющих  его  личную   вину  и ответственность перед жизнью и людьми»? Приведите примеры из текста. «В сюжетном сопряжений мотивов художественно действенны в раскрытии образа Григория неизбывность любви, которую дарят ему Аксинья и Наталья, безмерность материнского страдания Ильиничны, преданная товарищеская верность однополчан и сверстников» особенно Прохора Зыкова. Даже те, с кем его интересы пересекались драматически, но кому открылась его душа… не могли не ощутить силу его обаяния и великодушия» (А.И. Хватов).

Согласны ли вы с тем, что особую роль в раскрытии образа Григория Мелехова играет любовь Аксиньи и Натальи, страдания его матери, а также товарищеская верность однополчан и сверстников? Если да, то, как это проявляется в каждом из названных случаев?

С кем из героев интересы Григория Мелехова «пересеклись драматически»? Можете ли вы согласиться с тем, что даже этим героям открывается душа Григория Мелехова, а они, в свою очередь, смогли «ощутить силу его обаяния и великодушия»? Приведите примеры из текста.

Критик В. Кирпотин упрекал (1941) шолоховских героев в примитивизме, грубости, «умственной неразвитости»: «Даже лучший из них, Григорий,— тугодум. Мысль для него — непосильное бремя».

Есть ли среди героев «Тихого Дона» такие, которые показались вам грубыми и примитивными, «умственно неразвитыми» людьми? Если да, то какую роль они выполняют в романе? Согласны ли вы с тем, что Григорий Мелехов у Шолохова — «тугодум», для которого мысль — эта «непосильное бремя»? Если да, приведите конкретные примеры «тугодумства» героя, его неумения, нежелания мыслить. Критик Н. Жданов отмечал (1940): «Григорий мог быть с народом в его борьбе… но он не стал с народом. И в этом его трагедия».

Справедливо ли, на ваш взгляд, утверждение, что Григорий «не стал с народом», разве народ — это только те, кто за красных? Как вы думаете, в чем трагедия Григория Мелехова?

Вывод: Григорий Мелехов – положительный или отрицательный герой? (письменно – 0, 5-1 страница)

 

Понедельник 06.04.2020

Литература Тема урока: Трагедия целого народа и судьба одного человека.

1.Вступление

– Вы уже познакомились с романом М. А. Шолохова «Тихий Дон». О чем эта книга?

Вам уже известно, что в центре внимания автора романа «Тихий Дон» и его читателей – судьба русского народа, точнее донского казачества.

Уже в названии романа-эпопеи М. А. Шолохова заложен символический смысл. Дон – равнинная река, тихая, спокойная. В непогоду же буен он и опасен, как море, как океан. Накрывает он страшной волной Григория и Аксинью во время рыбалки, подобно стихии страсти, соединившей их судьбы. Зимой в полынью мгновенно проваливается лошадь с санями Пантелея Прокофьевича Мелехова, чудом спасается он сам…

В старинных казачьих песнях о батюшке «тихом Доне», который то «чистехонек», то «мутен» бежит, сосредоточено главное противоречие, присущее казачьему племени, соединившее в одних и тех же людях несоединимое: самую мирную созидательную профессию землепашца с воинской доблестью, с постоянной готовностью к войне, а значит, смерти, разрушению.

– Что вы знаете из истории казачества?

Исторически казаки – свободолюбивый народ; русские бунтари – Степан Разин, Емельян Пугачев из казаков. Но и самые верные, отборные царские войска, подавлявшие революции и чинившие погромы, – казачьи сотни. Отряды, первыми идущие по полю брани во время Первой мировой войны, – казачьи сотни. Еще острее противоречия эти проявляются в горькое время, когда Дон становится местом братоубийственной войны и разделяет уже не берега, а людей, принося в курени казаков страшные вести. Так звучит тема войны. Об этом роман Шолохова.

В «военных» главах есть и батальные сцены, но они не интересны автору сами по себе. Писатель по-своему решает коллизию «человек на войне». В «Тихом Доне» мы не найдем описания подвигов, любования геройством, воинской отвагой, упоения боем, что было бы естественно в рассказе  о  казаках.  Шолохова  интересует  другое – что делает с человеком война.

2.Лекция с опорой на текст.

«Тихий Дон» – это роман о судьбах народа в переломную эпоху. Знакомясь с героями произведения, мы заметим у каждого свою способность переживания и осмысления войны, но «чудовищную нелепицу войны» почувствуют все.

Сообщение об изображении Первой мировой войны в романе.

Антитезой мирной жизни в «Тихом Доне» станет война, сначала первая мировая, потом гражданская. Эти войны пройдутся по хуторам и станицам, у каждой семьи будут жертвы. Начиная с третьей части романа трагическое определяет тональность повествования. Этот мотив звучит уже в эпиграфе и обозначается датой «В марте 1914…»

Сцепление коротких эпизодов, тревожная тональность, переданная словами: «сполох», «мобилизация», «война», – все это связано с датой – 1914. Писатель дважды ставит в отдельную строку слово «Война…» «Война!» Произнесенное с разной интонацией, оно заставляет читателя задуматься над страшным смыслом происходящего. Это слово перекликается с репликой старика-железнодорожника, заглянувшего в вагон, где «парился с остальными тридцатью казаками Петро Мелехов»:

« – Милая ты моя… говядинка! – И долго укоризненно качал головой».

Выраженная в этих словах эмоция содержит и обобщение. Более открыто оно высказано в конце седьмой главы: «Эшелоны…Эшелоны несчетно! По артериям страны, по железным путям к западной границе гонит взбаламученная Россия серошинельную кровь».

Глазами казаков мы увидим, как «вызревшие хлеба топтала конница», как сотня «железными подковами мнет хлеб», как «первая шрапнель покрыла ряды неубранной пшеницы». И каждый, глядя на «неубранные валы  пшеницы,  на  полегший  под  копытами  хлеб»,  вспоминал  свои  десятины и «черствел сердцем». Эти воспоминания-наплывы освещают как бы изнутри ту драматическую ситуацию, в которой оказались казаки на войне.

Перечитайте эпизод «Григорий убивает австрийца» (часть 3, глава 5).

После прочтения эпизода вспоминаются слова Л. Н. Толстого: «Война есть сумасшествие». Сумасшествие не только потому, что обесценивает жизнь, но и потому, что калечит душу и затмевает разум.

Именно «распаленный безумием, творившимся кругом», ринется Григорий Мелехов с шашкой на обеспамятевшего от страха австрийца «без винтовки, с кепи, зажатым в кулаке» (кн. 1, ч. 3, гл 5).

Ощущающий свою беззащитность, австриец в изображении Шолохова обречен на смерть: «Квадратное, удлиненное страхом лицо австрийца чугунно чернело. Он по швам держал руки, часто шевелил пепельными губами… Григорий встретился с австрийцем взглядом. На него мертво глядели залитые смертным ужасом глаза…»

Жуткая картина во всех подробностях долго будет стоять перед глазами Григория, мучительные воспоминания будут долго беспокоить его. При встрече с братом он признается: «Я, Петро, уморился душой. Я зараз недобитый какой… Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они и выплюнули… Меня совесть убивает…»

Григорий с интересом наблюдал за изменениями, происходившими с товарищами по сотне: «Перемены вершились на каждом лице, каждый по-своему вынашивал в себе и растил семена, посеянные войной». Автор останавливает наше внимание на тех, кого считает «нравственно искалеченными» войной.

Глазами Григория читатель увидит «боль и недоумение», таящиеся в уголках  губ  Прохора  Зыкова,  заметит,  как  «обуглился  и  почернел, нелепо похахивал» однохуторянин Григория Емельян Грошев, услышит, как наполнилась «тяжкими непристойными ругательствами» речь Егорки Жаркова.

Наиболее зловещей фигурой будет, конечно, Алексей Урюпин, по прозвищу Чубатый, преподающий Григорию не столько «сложную технику удара», сколько легкую технику убийства: «Человека руби смело. Мягкий он, человек, как тесто… Ты казак, твое дело – рубить, не спрашивая. В бою убить врага – святое дело… Поганый он, человек… нечисть, смердит на земле, живет вроде гриба-поганки» (кн.1, ч. 3, гл. 12).

Перемены и в самом Григории были разительны: его «гнула… война, высасывала с лица его румянец, красила его желчью». И внутренне он стал совершенно другим: «Огрубело сердце, зачерствело, будто солончак в засуху, и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости… знал, что больше не засмеяться ему, как прежде; знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза; знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов и производства» (часть 4, глава 4).

В эпическое повествование врывается голос автора: «Властно тянули к себе родимые курени, и не было такой силы, что могла бы удержать казаков от стихийного влечения домой». Каждому хотелось дома побывать, «хучь одним глазком глянуть». И, словно выполняя это желание, Шолохов рисует хутор, «по-вдовьему обескровленный», где «шла жизнь на сбыв – как полая вода в Дону». Авторский текст звучит в унисон со словами старинной казачьей песни, которая стала эпиграфом романа.

Так через батальные сцены, через острые переживания героев, через пейзажные зарисовки, описание-обобщение, лирические отступления Шолохов ведет нас к осмыслению «чудовищной нелепицы войны».

Изображение Шолоховым картин гражданской войны.

Свою оценку роману «Тихий Дон» дает писатель Б. Васильев, по-своему истолковывая суть гражданской войны: (можно записать на доске и в тетрадях): «Это эпопея в полном смысле слова, отразившая самое главное в нашей гражданской войне – чудовищные колебания, метания нормального, спокойного семейного человека. И это сделано, с моей точки зрения, великолепно. На одной судьбе показан весь излом общества. Пусть он казак, все равно он в первую очередь крестьянин, земледелец. Он кормилец. И вот ломка этого кормильца и есть вся гражданская война в моем понимании».

— У вас есть возможность сравнить свои впечатления об изображении Шолоховым гражданской войны с этим мнением.

Роман Шолохова конкретно-историчен по своей фабуле. Донщина – вот центр притяжения всех событий. Станицы, хутора по берегам Дона, Хопра, Медведицы. Казачьи курени. Полынные степи с затравевшим  гнездоватым следом конского копыта. Курганы в мудром молчании, берегущие старинную казачью славу. Край, по которому так опустошительно прошла междоусобица гражданской войны. В романе присутствует сама история Дона, выверенная, документированная, – действительные события, исторические имена, точная датировка, приказы, резолюции, телеграммы, письма, абсолютно точные маршруты военных походов. Судьбы героев соотнесены с этой исторической реальностью.

Некоторые исследователи романа, касаясь трагических событий на Дону, обвиняли казаков. В этом есть правда. Но далеко не полная. Горячо обсуждалась донская проблема уже в 20–30-е годы. В. А. Антонов-Овсеенко, например, в книге «Записки о гражданской войне», говоря о шатком поведении крестьянства на Дону, Украине и в других местах, отмечал в ряду причин не только экономическую основу средних слоев населения, но и то, что усиливало колебания, вызывало эксцессы: перегибы в проведении земельной политики, насильственное насаждение коммун, бестактность со стороны некоторых руководителей, не считавшихся с коренным населением, бандитское поведение «анархистского сброда», влившегося в красноармейские отряды.

Шолохов повествует о тяжелом моральном состоянии народа, который испытывает жестокость и со стороны «красных», и со стороны «белых». Автор никому не прощает жестокости. А она была всюду. Казак Федор Подтелков устроил самосуд над пленными офицерами, рубит есаула Чернецова, а затем, теряя всякое самообладание, отдает команду: «Руби их всех!». Не прощает этого Шолохов, как и не менее безрассудное и еще более кровавое судилище в хуторе Пономареве – казнь Подтелкова и всего отряда. Не прощает он садисту Митьке Коршунову расправы над пленными красноармейцами и старушкой, матерью Михаила Кошевого. Но многим поступкам и самого Кошевого нет оправдания: вспомните, как казнит он столетнего деда Гришаку, который пользовался всеобщим уважением в хуторе за бескорыстие и справедливость, поджигает курени казаков.

Многие в 1928 году удивились необычному в нашей литературе – концовке второй книги романа. На Дону полыхает гражданская война. Погибает красногвардеец Валет. Яблоновские казаки похоронили его. «Вскоре приехал с ближнего хутора какой-то старик, вырыл в головах могилы ямку, поставил на свежеоструганном дубовом устое часовню. Под треугольным навесом её в темноте теплился скорбный лик божьей матери, внизу на карнизе навеса мохнатилась черная вязь славянского письма:

В годину смуты и разврата

Не осудите, братья, брата.

Старик уехал, а в степи осталась часовня горюнить глаза прохожих и проезжих извечно унылым видом, будить в сердцах невнятную тоску».

– В чем суть такого финала?

Суть состояла в том, что Шолохов напоминает о стремлении народа утвердить нормы нравственности, которые складывались веками и часто связывались  с  образами  религиозного  происхождения.  Скорбный лик божьей  матери  и  надпись  говорили  о  том,  что  пора  прекратить раздор и кровопролитие, братоубийственную войну, остановиться, одуматься, обрести согласие, вспомнить о предназначении жизни, которое утверждает природа.

3. Итог. Творческая работа (письменно)

Каковы ваши впечатления от картин «чудовищной нелепицы войны»?

Напишите свои рассуждения, взяв эпиграфом слова

В годину смуты и разврата

Не осудите, братья, брата.

Информатика Стр. 49-52 читать,  записать определения в тетрадь
Физика Г.Я. Мякишев, Физика 11, лаб раб №3 стр. 415, выполнить на листочке – вместо шарика любой грузик. Прислать мне на электронную почту фото (вложить файл)
История Отечества ТЕМА: Повторение. СССР и УССР в 1985-1991.

Решение тестовых заданий

Часть А.

1. Какие реформы политической системы относятся к периоду перестройки?

А) созыв съезда народных депутатов СССР Б) образование Государственной Думы В) введение поста Президента в стране Г) отмена 6-й статьи Конституции

2. Какая из советских республик первой заявила о своём суверенитете?

А) Литва Б) Эстония В) Украина

3. Когда произошёл взрыв на Чернобыльской АЭС?

А) 1985 г. Б) 1986 г. В) 1988 г.

4. Понятие «новое политическое мышление», появившееся в период перестройки, означает

А) использование военной силы в решении спорных вопросов Б) свёртывание торговых отношений со странами Запада В) восстановление «железного занавеса» Г) нормализация отношений Восток-Запад через разоружение

5. М.С.Горбачёв был избран Президентом СССР

А) всенародным голосованием Б) съездом народных депутатов В) Пленумом ЦК КПСС Г) Государственной Думой

Часть В.

6. Установите соответствие между фамилиями руководителей СССР и периодами их пребывания у власти

ФАМИЛИИ ПЕРИОДЫ

А) Н.С.Хрущёв 1) 1982-1984гг. Б) М.С.Горбачёв 2) 1964-1982гг. В) Л.И.Брежнев 3) 1953-1964гг. 4) 1985-1991гг.

7. Прочтите отрывок из сообщения СМИ и укажите год, когда происходили описываемые события:

«По сведениям из достоверных источников, президент ССР М.С.Горбачёв, отстранённый в ночь на 19 августа от власти ГКЧП «в связи с неспособностью управлять государством из-за состояния здоровья», находится сейчас под домашним арестом на даче в Крыму».

Ответ:

8. Прочитайте отрывок из работы современного историка и укажите о каком событии идёт речь. «Радиоактивное заражение… поразило многие районы Украины, Белоруссии и России – территорию свыше 200 тысяч квадратных километров. Повышение радиоактивного фона было отмечено в других странах: Польше, Румынии, Болгарии, Югославии, Норвегии, Финляндии, Швеции, и даже в таких далёких, как Бразилия и Япония».

Ответ:

Домашнее задание.

Устно: повторить параграфы 40-46.

Химия  Учить § -36,  № 2 на стр.165 письменно.
Украинский язык с. 400, упр. 676 (написать пересказ, закончить текст обычаями и традициями своей семьи.); с. 405, упр. 689 (акцент на прилагательных);

с. 404, упр. 685 (акцент на существительных и глаголах); с. 400, упр. 674 (акцент на местоимения и наречиях).

Украинская литература с.297-308, таблица, конспект.

Устно: пересказ новеллы, ответы на вопросы.

Письменно: биография в виде хронологической таблицы, критика произведения:

«Три зозулі з поклоном».